18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мунк оказался самокритичным

Благодаря инфракрасному сканированию удалось установить, что фраза «Такое мог нарисовать только сумасшедший» на полотне «Крик» написана почерком художника

Небольшая надпись, нацарапанная карандашом в верхнем левом углу «Крика» (1893) Эдварда Мунка, сделана самим автором, уверена норвежская исследовательница Май Бритт Гуленг. Куратор отдела старых мастеров и живописи модернизма в Национальном музее Норвегии в Осло говорит, что фраза на норвежском, которая переводится как «такое мог нарисовать только сумасшедший», была добавлена не вандалом, а самим художником приблизительно через два года после создания картины.

В период с 1893 по 1910 год Мунк создал четыре версии «Крика»; загадочная надпись есть только на версии из собрания Национального музея. Картину, ставшую символом тревоги в эпоху нового времени, отправили на реставрацию перед размещением в новом здании музея, которое должно открыться в Осло в следующем году.

В ходе исследования Гуленг и ее команда, в том числе реставратор Тьерри Форд и архивист Лассе Якобсен, проанализировали сделанную от руки надпись при помощи технологии инфракрасной съемки и сопоставили ее с дневниками и письмами Мунка. «У меня есть несколько причин полагать, что Мунк сам написал эти слова. Прежде всего, почерк идентичный. Я по словам и по буквам сравнила надпись с „Крика“ с его почерком в других заметках и письмах», — рассказала Гуленг The Art Newspaper.

Существует множество теорий относительно того, кто был автором этой надписи. К примеру, искусствовед Герд Волль предположила в каталоге-резоне, опубликованном в 2008 году, что фраза была делом рук вандала. Теперь Волль сообщила New York Times, что доказательства Гуленг «убедительно указывают на авторство самого Мунка».

Мунк мог добавить эту фразу после того, как студент-медик Йохан Шарффенберг задал ему вопрос о его психическом здоровье в ходе дебатов Ассоциации студентов, состоявшихся в Осло в 1895 году. «Вечер организовали из-за отрицательных отзывов на выставку Мунка в художественной галерее Blomquvist в Христиании (старое название Осло. — TANR), состоявшейся той же осенью», — пояснила Гуленг. Мунк мог написать фразу на картине в расстройстве вскоре после дебатов.

Май Бритт Гуленг рассказала, что произведения Эдварда Мунка будут экспонироваться в нескольких галереях нового здания музея вместе с работами других авторов. «Большой зал Мунка будет посвящен его ключевым работам, созданным в 1890-е. Произведения в зале Мунка будут располагаться не строго в хронологическом порядке, поскольку большая их часть была создана в одно десятилетие, за исключением двух вещей: „Больной ребенок“ (1885–1886) и „Автопортрет с испанским гриппом“ (1919)», — добавила она.

Новое здание Национального музея возводится по проекту бюро Kleihues + Schuwerk, строительство обойдется в $700 млн, и после его открытия музей станет самым крупным в Скандинавии.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+