18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Зримый ВХУТЕМАС

Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы дает представление о том, как был устроен и чем жил этот легендарный вуз, где преподавали не только новаторы, но и консерваторы

Видеть на выставке полные залы (в соответствии с карантинными нормами, конечно) несколько удивительно: все же не сплошные шедевры показывают, а в основном студенческие работы. Но слава открытых в Москве осенью 1920 года Высших художественно-технических мастерских велика, как и влияние этого вуза на развитие архитектуры и дизайна в нашей стране. А некоторые педагогические методы, рожденные в его стенах, повлияли на преподавание во многих советских учебных заведениях. Основной задачей ВХУТЕМАСа было профессиональное воспитание художников — а говоря современным языком, дизайнеров — для промышленного производства и мастеров-педагогов ремесленных училищ. Среди преподавателей нового учебного заведения были архитекторы и художники авангардных направлений в искусстве.

Об этом можно прочитать во множестве статей и монографий о ВХУТЕМАСе. Они иллюстрированы работами учащихся, но увидеть такое большое количество вещей студентов всех факультетов впервые можно на выставке в Музее Москвы. Куратор «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — Александра Селиванова, автор нескольких исследовательских проектов. Но у каждого из основных разделов выставки, рассказывающей обо всех факультетах, свои кураторы, над выставкой работал большой коллектив. Факультетов было девять: пять производственных, три художественных и основной, пропедевтический, обязательный для всех, где изучали пространство, объем, рисунок и цвет. Каждому из них выгорожено отдельное место, где можно увидеть работы как новаторские, так и традиционные, но соотношение их везде разное. Куратор каждого раздела выстраивал экспозицию по единому модулю: короткий текст о факультете, такие же по размеру пояснения к отдельным экспонатам и комментарии о деятельности преподавателей на этом факультете.

Самым новаторским на выставке видится архитектурный факультет, прежде всего благодаря дипломному проекту Георгия Крутикова «Город будущего», где жилые дома парят над землей, а люди перемещаются в летающих кабинах. Но студенты участвовали и в профессиональных конкурсах, в том числе на новое здание Библиотеки имени Ленина. Тут самым захватывающим и фантастичным, конечно, был проект Ивана Леонидова — со сферой читальных залов и небоскребом хранилища. Другие проекты выглядят много проще, но интереснее и изящнее выигравшего конкурс, по которому и построено всем известное тяжеловесное здание. Авангардистов на факультете возглавлял Николай Ладовский, а академическое направление — Иван Жолтовский. Факультет был многочисленным, его окончили 440 человек.

Еще больше — 530 — студентов выпустил живописный факультет, но на выставке он выглядит бледно, хотя мастерские там вели в разное время такие художники, как Илья Машков, Роберт Фальк, Надежда Удальцова. Картин показано немного, и они, честно говоря, довольно слабые.

Большой популярностью у зрителей пользуется раздел керамического факультета, один из самых малочисленных — выпустил всего 23 художника-керамиста. Там также преподавали люди с разными взглядами на искусство. Но главная проблема была не творческой: ВХУТЕМАС не имел печей для обжига. Так что в витринах стоят чашки дореволюционной формы, присланные с Дулевского, бывшего Кузнецовского, завода, расписанные супрематическими композициями. Белые заварочные чайники, правда, все авангардистские, иногда до комизма.

Тот же эффект соединения новой тематики и традиционной композиции легко найти и в разделе текстильного факультета: на многих эскизах трактора и звезды занимают место дореволюционных цветочков. Однако на факультете преподавали не только мастера-производственники, но и художник Варвара Степанова, верная конструктивизму, поэтому отраду для глаза обеспечивают абстрактные композиции.

Зато дерметфак — факультет обработки дерева и металла (в 1920-е годы любили аббревиатуры), где преподавал и Александр Родченко, был предан авангарду. Настольная лампа, изготовленная к выставке по проекту вхутемасовца Абрама Дамского, выглядит абсолютно современной, как и стол со стулом Петра Галактионова. Вообще, влияние Родченко заметно во всех работах этого раздела, заставляющих вспомнить его «Рабочий клуб» — классику конструктивизма.

Все без исключения разделы выставки интересны и для рассматривания, и для информации о разных аспектах деятельности учебного заведения, просуществовавшего до 1930 года (в 1927 году его переименовали во ВХУТЕИН — Высший художественный институт). Художники авангарда отрабатывали там свои новаторские идеи. Но среди преподавателей, стоит повторить, были не только они — были и традиционалисты и производственники. Институт три года возглавлял Владимир Фаворский, много сделавший для систематизации учебных программ всех факультетов. Он разработал курс по теории композиции, но и приглушил новаторство ВХУТЕМАСа.

Стоит заметить, что знаменитых художников среди преподавателей института много больше, чем среди выпускников. Но организаторы проделали огромную работу, собрав экспонаты из трех десятков музеев и архивов. Их увлеченность, даже влюбленность, во ВХУТЕМАС и авангард заметна во всем: и в архитектуре экспозиции, и в содержании выставки, и в подробных текстах к ней.

Музей Москвы
ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда
До 11 апреля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+