The Art Newspaper Russia
Поиск

Восемь необычных фактов из истории Cartier

Невероятные находки, экстравагантные клиенты, неожиданно удачные сделки и другие захватывающие пункты биографии легендарного французского ювелирного Дома

Лучший в истории «подарочный сертификат»

На свадьбу будущей королеве Великобритании Елизавете II в 1947 году правитель Хайдарабада низам Асаф Джах VII сделал настоящий подарок мечты. Один из самых богатых людей в мире, он распорядился позволить принцессе выбрать что угодно из украшений Cartier в качестве подарка. Елизавета указала на два украшения: колье и тиару-трансформер с цветочным мотивом, детали которой можно было носить как броши. 

В колье, изготовленном Cartier в 1935 году, принцесса позировала для одной из последних серий фотографий, сделанных до того, как она взошла на трон. Другой ранний портрет, на котором она запечатлена в колье низама и диадеме Георга IV, был использован в дизайне денежных купюр и монет.

Самое грандиозное колье Cartier

В 1925 году Бхупиндер Сингх, невообразимо богатый махараджа штата Патиала, прибыл с визитом в Париж в сопровождении целой свиты слуг и наложниц и с сундуками, до краев набитыми драгоценными камнями, в багаже. Сингх заказал у Cartier парадное ожерелье, на создание которого у мастеров Дома ушло целых три года. Пять бриллиантовых нитей по центру украшал желтый бриллиант, а по бокам — рубины цвета «голубиная кровь». Всего в этой россыпи было 2930 драгоценных камней общим весом 962,25 карата. Cartier удивительным образом удалось соединить традиционный стиль украшений махараджей с захватившим Европу ар-деко. 

Примерно в 1948-м колье исчезло из сокровищницы Патиалы. Полвека спустя на аукционе в Лондоне Эрик Нуссбаум, сотрудник Cartier, увидел опустевшие платиновые цепи ожерелья. Дом выкупил их с намерением восстановить уникальное произведение ювелирного искусства. Спустя четыре года кропотливой работы мастера Cartier представили воссозданное ожерелье Патиалы. Правда, утраченные камни пришлось заменить синтетическими аналогами, но в Cartier не теряют надежды однажды вставить в оправы натуральные.

Бриллиант «Тейлор — Бёртон» был куплен у Cartier

Элизабет Тейлор была страстным коллекционером уникальных драгоценностей. Естественно, без Cartier такое собрание обойтись не могло. В 1969 году ювелирный Дом купил на торгах удивительной чистоты бриллиант грушевидной формы весом 69 карат. Пятый муж Тейлор, актер Ричард Бёртон, приобрел его у Cartier за $1,1 млн и дал безымянному бриллианту название «Тейлор — Бёртон». 

Еще одним подарком Ричарда была легендарная жемчужина La Peregrina, в разное время принадлежавшая Марии I Тюдор, королю Испании Жозефу Бонапарту, Наполеону III и многим другим. Бёртон купил жемчужину на аукционе Sotheby’s и подарил Тейлор на день рождения, после чего реликвию доверили Cartier, чтобы сделать центром удивительного колье. Впрочем, украшения Cartier Тейлор дарили и другие мужья. Ее третий супруг Майкл Тодд во время отпуска на французском курорте Сен-Жан-Кап-Ферра прямо в бассейне преподнес ей колье и серьги Cartier, усыпанные рубинами и бриллиантами.

Здание в обмен на жемчужное ожерелье

В начале ХХ века ровный натуральный жемчуг считался самым ценным в мире ювелирным материалом. Альфред Картье и его сыновья быстро поняли это и наладили поставки из Персидского залива. В 1916 году Пьер Картье, осваивавший Нью-Йорк, представил публике ожерелье из двух ниток безупречных жемчужин, стоившее на тот момент немногим более $1 млн. Оно мгновенно стало сенсацией и очаровало 31-летнюю Мейзи Плант, жену 60-летнего Мортона Планта, железнодорожного и пароходного магната. Поговаривали, что Плант собирался продавать свой особняк в ренессансном стиле на углу 5-й авеню и 52-й улицы. Поскольку и пятиэтажное здание, и жемчужное ожерелье были оценены примерно одинаково, Картье предложил Планту сделку — особняк в обмен на ожерелье. К счастью для Мейзи, ее муж принял предложение. 

Реновацию здания, которое будет привлекательным для американских клиентов, но в духе главного бутика Cartier на Рю-де-ла-Пе в Париже, доверили местному архитектору Уильяму Уэллсу Босворту. Через несколько месяцев после завершения ремонта Ассоциация 5-й авеню наградила Cartier золотой медалью за лучшее преобразование здания в Нью-Йорке. В нем до сих пор располагается флагманский бутик Дома.

Мария Феликс пришла в бутик с живым крокодильчиком

Одна из самых экстравагантных клиенток Cartier мексиканская актриса Мария Феликс обожала украшения и к концу жизни собрала внушительную драгоценную коллекцию. Ее взаимная любовь с французским Домом началась с визита к прославленным ювелирам, когда она принесла узелок из носового платка с горстью бриллиантов, попросив сделать из них нечто особенное и красивое. Мастера создали для нее гибкое колье «Змея» с 2473 бриллиантами, 2 изумрудами и деталями из горячей эмали. 

А вот со знаменитым колье «Крокодилы» связана другая забавная история. Уже будучи не просто постоянной клиенткой, а даже музой Cartier, актриса приехала к любимым ювелирам с небольшим аквариумом, в котором плескался самый настоящий детеныш крокодила. Она попросила такого же, но из бриллиантов. И добавила: «Поторопитесь! Он так быстро растет!»

Именно благодаря Марии Феликс рептилии стали частыми гостями в коллекциях Дома, а предметы из ее личного собрания почти всегда украшают собой экспозиции на многочисленных выставках Cartier. 

За алмаз, который позже станет бриллиантом в броши Cartier, заплатили домашним скотом

Алмаз, из которого огранщик Луи Хонд сделает бриллиант грушевидной формы «Звезда Южной Африки» (Star of South Africa) весом 47,69 карата, был обнаружен в 1869 году пастухом на ферме «Зандфонтейн» у Оранжевой реки, и, как считается, именно с него началась алмазная лихорадка в Южной Африке. 

Шалк ван Никерк выменял находку у молодого туземца-пастуха на 500 овец, 10 волов и лошадь. Это было практически все имущество Никерка, но несколько дней спустя в Хоуптауне он продал необработанный алмаз за $56 тыс. (около $2 млн на сегодняшний день). Бриллиант был сначала куплен графом Дадли, а затем перешел в руки знаменитого американского промышленника, банкира и финансиста Джона Пирпонта Моргана. В 1910 году по его заказу в американском филиале Cartier создали брошь, где «Звезда Южной Африки» предстала в закрепке «мюге». Удивительным образом украшение сохранилось в первозданном виде и сейчас входит в коллекцию наследия Дома. Его можно было увидеть на выставке «Картье в Америке» в 2009 году в Музее изящных искусств Сан-Франциско.

Украшения Cartier увековечены в живописи

Изысканные украшения Cartier всегда становились спутниками знатных и богатых особ. Вполне логично, что многие из них были не против увековечить себя на портрете с любимыми изделиями. У одной из главных клиенток Cartier Марджори Мерриуэзер Пост, бизнес-леди, меценатки, коллекционера (кстати, с огромным собранием русского дореволюционного искусства) и владелицы империи General Foods, было несколько портретов, запечатлевших ее уникальные украшения. В их числе подвеска-брошь с резными индийскими изумрудами и колье-трансформер с бриллиантами и сапфирами. Мейзи Плант тоже заказала портрет со своим жемчужным ожерельем. Но, пожалуй, главный в этой коллекции живописи — парадный портрет британской королевы Александры, супруги Эдуарда VII, в грандиозном бриллиантовом колье-воротнике Cartier, написанный французским художником Франсуа Фламаном (несколько его работ можно найти в Эрмитаже).

Колье, созданное специально для фильма

Бриллиантовое колье Cartier с говорящим названием «Туссен», вокруг которого строится основная сюжетная линия фильма «Восемь подруг Оушена», действительно было создано мастерами отдела высокого ювелирного искусства на Рю-де-ла-Пе. Его дизайн основан на церемониальном колье 1931 года, созданном для постоянного клиента Cartier из числа индийских правителей — махараджи Наванагара. Оригинальное украшение не сохранилось, а вот его эскиз нашелся в архивах Дома. Всего за восемь недель в Cartier изготовили версию ожерелья махараджи, адаптированную под хрупкую фигуру актрисы Энн Хетуэй. Ее героиня надела колье «Туссен» на главный модный смотр года — ежегодный бал Института костюма в нью-йоркском Метрополитен-музее. Правда, в оправу из белого золота поместили не бриллианты, а цирконы. Впрочем, в фильме появилось и много реальных драгоценностей Cartier — от исторических украшений до актуальных коллекций Haute Joaillerie.

Просмотры: 411
Популярные материалы
1
Билл Виола: медленно, серьезно, возвышенно
Выставка «Билл Виола. Путешествие души» в Пушкинском состоит из работ 2000–2014 годов. Но художник начал работать с видео гораздо раньше, когда мало кто предполагал, что техническая новинка пригодна для серьезного искусства. Виола доказал это.
01 марта 2021
2
Замужем за метафизикой
Раису Гуревич-Кальца, известного специалиста по древнеримской скульптуре, можно узнать на многих картинах Джорджо де Кирико, хотя сам художник вычеркнул русскую жену из своей биографии.
03 марта 2021
3
Глазами поколения Y: какое оно, искусство тридцатилетних?
Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее построена исключительно на работах петербургских художников.
04 марта 2021
4
Мунк оказался самокритичным
Благодаря инфракрасному сканированию удалось установить, что фраза «Такое мог нарисовать только сумасшедший» на полотне «Крик» написана почерком художника.
01 марта 2021
5
Павильон России в Венеции зазеленеет
К открытию XVII Архитектурной биеннале в мае исторический выставочный павильон будет реконструирован. И это далеко не впервые. Рассказываем, какие трансформации здание пережило за свой век.
02 марта 2021
6
Первый приз Zverev Art Prize составит 1 млн рублей
Музей AZ учредил конкурс в честь юбилея Анатолия Зверева.
03 марта 2021
7
Ввозить и вывозить: границы после Brexit
Переходный период по выходу Великобритании из ЕС завершился. Арт-дилеры, аукционисты и перевозчики рассуждают, как это отразится на покупателях искусства из разных стран.
01 марта 2021
8
В Никола-Ленивце ударят искусством по коронавирусу
В роли объекта, который по уже 20-летней традиции сожгут на Масленицу в арт-парке, выступает замок корона-людоеда.
03 марта 2021
9
Как полюбить окраины и продолжать быть эстетом
Издание «На районе» впервые — на примере Москвы и Вены — формулирует тему спальных кварталов как одну из центральных в современной культуре.
05 марта 2021
10
Репортаж из Самары: передовой отряд у станка
В Самаре открылся выставочный диптих, посвященный возникновению нового реализма 1920–1930-х годов. О проектах галереи «Виктория» и Третьяковки в Самаре, а также запуске конструктивистской фабрики-кухни, где расположится филиал, — в нашем репортаже.
04 марта 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru