18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Андрей Гросицкий: диалоги с современниками и потомками в ММОМА

№88
Материал из газеты

Название экспозиции — «Вещность» — отсылает и к главному мотиву творчества Гросицкого, и к названию немецкого художественного течения 1920-х годов «новая вещественность»

Выставка работ Андрея Гросицкого (1934–2017) в Московском музее современного искусства — это не просто ретроспектива маститого автора, одного из основателей отечественного «поп-арта». Куратор выставки Сергей Хачатуров задумал поместить искусство Андрея Гросицкого в контекст произведений его современников (ведь он один из ключевых авторов отечественного нонконформизма, наряду с Эриком Булатовым, Юрием Злотниковым, Ильей Кабаковым, Борисом Турецким) и художников нового поколения.

Само название экспозиции, «Вещность», отсылает и к главному мотиву творчества Гросицкого, и к названию немецкого художественного течения ­1920-х годов «новая вещественность». После характерного для шестидесятников увлечения Сезанном, кубистами и «Бубновым валетом» Гросицкий в 1970-х годах вырабатывает собственный художественный стиль, который основан на соотношении пространства холста и помещенного в него предмета. Гросицкий изображал обычные вещи, которые находил при самых разных обстоятельствах и которыми вдохновлялся. В его произведениях предметы домашнего обихода: старая посуда, мясорубки, обломки труб, ржавые и поврежденные, — словом, всякий хлам — превращались в яркие, выпуклые объекты, словно стремящиеся стать скульптурами, выйти за пределы формата холста. Элементы своеобразных «натюрмортов» Гросицкого преобразовывались в узнаваемые образы и приметы времени, запечатлевшие повседневную жизнь советской эпохи. Люди, которые когда-то пользовались этими вещами в реальности, давно умерли, а предметы остались, даже обрели новую жизнь в искусстве.

Хотя Гросицкий предпочитал собственный путь, всегда сторонясь всевозможных художественных группировок, куратор Сергей Хачатуров находит в его творчестве точки пересечения со многими художниками его поколения. На выставке выделены три главные темы для диалога Гросицкого и других мастеров. Во-первых, это соотношение тиражности, типичности и уникальности в произведениях искусства, а также эстетика «бедного искусства», итальянского арте повера. Тут рядом с работами Гросицкого появляются произведения Юрия Злотникова, Ивана Чуйкова, Игоря Шелковского. Вторая тема — сарказм — связана с проблемой социальной ангажированности искусства. Участниками этого диалога являются Борис Орлов и Виктор Пивоваров. Третья тема — брутализм — свидетельствует об ответственности Гросицкого и его современников за понятие «честности» структуры, формы и материала. Здесь его картины соседствуют с произведениями Дмитрия Краснопевцева, Михаила Рогинского, Бориса Турецкого. Наконец, за молодое поколение отвечают Виталий Безпалов, Артем Филатов, Александр Цикаришвили, Владимир Чернышев, Нестор Энгельке, а также Влад Огай, который не только выступил архитектором экспозиции, но и создал для нее инсталляцию «Космический ремесленник».

Экспозиция объединяет более 120 произведений. Это работы из коллекции Антона и Натальи Гросицких, сына и жены художника, из фондов ММОМА, Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим», а также из частных собраний и галерей (Artstory, Ovcharenko, pop/off/art). 

Московский музей современного искусства (ММОМА)
Андрей Гросицкий. Вещность
До 14 марта

Материалы по теме:
Умер Андрей Гросицкий
Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+