18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Билл Виола в Пушкинском: готовимся к медитации

В ГМИИ им. Пушкина рассказали о предстоящей выставке «Билл Виола. Путешествие души». Это будет первая в нашей стране ретроспектива живого классика видеоарта

Выставка Билла Виолы откроется 2 марта, но Пушкинский музей решил заранее подготовить к ней аудиторию. Работы этого знаменитого американского художника, выставлявшегося во многих музеях мира, не раз участвовали в программах видеоарта и у нас, но вряд ли его имя знакомо большинству посетителей музея изящных искусств. К тому же они привыкли видеть в Белом зале и на галерее картины, а не изображения на экране. Хотя по сути видеоинсталляции Виолы — это медленно оживающие большие медитативные картины.

Пресс-конференция началась с лекции заведующей отделом кино- и медиаискусства Ольги Шишко, рассказавшей, чем знаменит и славен Виола, превративший видеоарт в большое искусство, каким глубоким, вечным для искусства темам он посвятил свое творчество, используя при этом новейшие технические достижения. На его выставке будет показано более 20 видеоработ, созданных в последние 14 лет. Хотя начал художник, всегда работающий только с видео, более 40 лет назад.

Все это время соавтор Виолы — его жена Кира Перов. Она, как куратор выставки, участвовала в пресс-конференции по видеосвязи. Очень коротко она перечислила места, в которых они с Виолой побывали в начале совместной жизни: Тунис, где наблюдали миражи, Япония, культуры которой изучали, тибетский монастырь в Индии, остров Фиджи, где существует культ огня, американские пустыни. До их встречи Билл Виола несколько месяцев провел во Флоренции. Это краткое биографическое вступление объяснило следующее за ним определение: материалы Виолы — время и пространство, темы — жизнь, смерть, продолжение жизни, в какой бы форме оно ни происходило.

Затем Перов показала несколько фотографий со съемок серии «Тристан» (ее выставят в Белом зале), созданной для постановки оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» и затем превращенной в станковое произведение. И рассказала, каким образом из минутного кадра падения героя в воду появляется долгое видео его воспарения из водной стихии. А также вспомнила, как невыносимо тяжело было актрисе простоять несколько мгновений на фоне стены огня, и продемонстрировала, в какое завораживающее зрелище превращаются эти мгновения, растянутые во времени. Также Перов отметила, что она и верный помощник Виолы регулярно и пристально следят за подготовкой московской выставки.

Я задала ей вопрос, почему на выставке не будет показан «Океан без берегов», который произвел сильнейшее впечатление на всех, кто, затаив дыхание, смотрел это полуторачасовое видео во время Венецианской биеннале 2007 года. Перов ответила, что инсталляция создавалась специально для церкви Сан-Галло, где демонстрировалась сразу на трех экранах, а выставка в Пушкинском делается именно для пространства этого музея, но «Океан без берегов» частично включен в серию «Трансфигурации», которую нам покажут.

На выставке можно будет увидеть и «Мучеников», созданных для собора Святого Павла в Лондоне. Это повествование о страдальцах, испытавших силу всех четырех стихий. Как Билл Виола преображает живопись старых мастеров, продемонстрируют инсталляция «Комната Катерины» и серия «Страсти». А пережитое художником в пустынях найдет отражение в «Хождении по краю» и «Встрече» из серии «Мираж».

По выставке не будут водить экскурсии — это условие куратора. Перов уверена, что с работами Виолы надо оставаться наедине. Зато готовится большая параллельная программа, рассказывающая о развитии видеоарта.

После пресс-конференции я спросила у директора Пушкинского Марины Лошак, когда же она впервые увидела Виолу. Оказывается, тоже на Венецианской биеннале в церкви Сан-Галло. А потом она трижды ходила на большую выставку художника в Париже. Московский показ готовился долго. Впервые Виола и Перов пришли в ГМИИ еще пять лет назад, тогда они только знакомились с его пространством. И вот наконец выставка состоится. Счастье, что ее экспонаты можно пересылать в виде файлов!

ГМИИ им. А.С.Пушкина, главное здание
Билл Виола. Путешествие души
2 марта – 30 мая

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+