18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Томск: не только деревянная архитектура

№87
Материал из газеты

Томск знаменит деревянной резьбой, но молодые жители города мечтают об открытии центра современного искусства

Томск был основан на землях татарского князя Тояна. Как и многие русские города, он начался с деревянного острога, расположившегося на самой высокой точке местности — Воскресенской горе. Об этом напоминает глыба красного железняка с мраморной табличкой: «На этом месте в 1604 году был основан город Томск». Из деревянного острога поселение плавно переросло в уездный город, ставший в XVIII веке главным торговым центром Сибири. Через него проходил знаменитый Сибирский тракт, соединявший столицу с Дальним Востоком.

Деревянная застройка до сих пор во многом определяет архитектурное лицо Томска. Он славится деревянной резьбой, стиль которой был заимствован у поволжских мастеров. Томскому деревянному зодчеству свойственно стилевое разнообразие. На улицах города можно увидеть дома с декором, выполненным в стиле классицизм, сибирское барокко и модерн.

С историей городской архитектуры можно познакомиться в Музее деревянного зодчества. Он расположен в памятнике федерального значения — бывшем особняке Андрея Дмитриевича Крячкова (1876–1950), одного из самых активных и известных архитекторов Сибири. На момент постройки в 1911 году это был первый деревянный дом, выполненный в стиле модерн. Недавно журнал Forbes включил этот уникальный объект в печальный список «Шести достопримечательностей России, которые скоро исчезнут». Кроме посещения постоянной экспозиции в музее можно послушать лекции о творчестве выдающихся архитекторов губернского города.

Еще одно здание, построенное в 1916 году по проекту Крячкова в стиле модерн, — склады купца Горохова. Это складской комплекс из красного кирпича с круглыми окнами, четырехгранной башней и шпилем. Раньше он принадлежал Владимиру Александровичу Горохову, владельцу крупного мукомольного предприятия. В 1995 году складам был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. А в 2014-м здание передали Сибирскому филиалу ГЦСИ (сейчас в составе ГМИИ им. Пушкина) для открытия в нем центра современного искусства. С улицы фасад складов выглядит неплохо, и до сих пор это единственное здание на набережной реки Томь, выделяющееся на общем фоне городской застройки. Однако находиться внутри него опасно: ему срочно необходима реставрация, которая по сей день так и не началась.

Томичи обеспокоились тем, что в скором времени могут утратить прекрасный образец торгово-промышленной архитектуры начала ХХ века. В июне 2019 года рядом со складами Горохова провели арт-фестиваль «мУкА. Склады искусства». Организаторы, включая Сибирский филиал ГЦСИ, хотели привлечь внимание общественности к необходимости реставрации архитектурного памятника и последующего создания в нем центра современного искусства. На протяжении трех дней напротив разрушающихся складов проходили выставки современных художников, перформансы, лекции и дискуссии. Специально для того, чтобы рассказать о реализации подобного проекта в Нижнем Новгороде, где в бывшем Арсенале открыли арт-пространство, в Томск прилетал куратор и художник Евгений Стрелков. Но за минувшие после фестиваля полтора года серьезных перемен в судьбе складов не случилось, здание продолжает разрушаться.

Прогуливаясь по набережной, неподалеку от складов купца Горохова можно увидеть памятник Антону Чехову. Писатель посетил Томск в самый разгар непогоды в 1890 году по дороге на Сахалин. «Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная», — именно так Чехов отозвался о нем.

Томичам не понравился такой отзыв, и в 2004 году на народные средства по проекту скульптора Леонтия Усова был создан весьма ироничный памятник писателю. Босой Чехов высотой под 2 м отлит из бронзы, на нем нелепая шляпа, пальто, знаменитые круглые очки, скошенные набок. Надпись под фигурой гласит: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего „Каштанку“». Подойдя поближе, можно заметить, что покрытие на носу Чехова слегка стерлось. В Томске верят, что, если загадать желание и потереть нос бронзового монумента, оно исполнится.

Несмотря на богатое историческое наследие, Томск еще и город молодежи, ведь каждый восьмой его житель — студент. Еще в начале XIX века появилась идея открытия университета на территории Сибири. Основным претендентом был Омск. Но чуть позже профессор Василий Флоринский, входивший в состав Комитета народного просвещения, выпустил статью, в которой изложил основные преимущества Томска как университетского города. Флоринский назвал Омск военным городом, равнодушным к науке. В Томской губернии, напротив, активно развивалась торговля, работали средние учебные заведения. Кроме того, она считалась крупнейшей в России, ведь охватывала современный Алтай, Красноярский край, Кемеровскую и Новосибирскую области, а также часть Казахстана. Так в 1888 году здесь был открыт Императорский Томский университет, ставший первым университетом в Сибири. За свое культурное и образовательное значение в истории страны город был неофициально назван Сибирскими Афинами.

Для строительства первого высшего учебного заведения за Уралом был выделен самый лучший участок земли, в то время этот район назывался Елань — самый центр города. Здание главного корпуса университета построено в традиционном для учебных заведений XIX века стиле классицизм. Разработкой проекта занимался архитектор Александр Константинович Бруни, а первым ректором университета мог стать Дмитрий Иванович Менделеев. Не так давно в главном корпусе Томского государственного университета открылась галерея «В Главном». Она представляет собой арт-пространство Института искусств и культуры. Сейчас там регулярно проходят выставки молодых художников, кураторские и образовательные проекты.  


Богородице-Алексеевский монастырь

Православный мужской монастырь, выполненный в стиле сибирское барокко. Он был основан, по одним источникам, в 1605 году, а по другим — в 1622-м. В конце XVII столетия находился под личным покровительством царя Федора Алексеевича, а в 1978 году комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану. Существует легенда, что император Александр I не умер в 1825 году, а под именем старца Федора Кузьмича отправился странствовать по России. Долгое время старец жил и был похоронен именно в Богородице-Алексеевском монастыре. 

Томск, ул. Крылова, д. 12/1


Воскресенская церковь

Местные считают эту церковь шедевром сибирского барокко школы Растрелли. Храм — ровесник города. Первоначально он был деревянным, каменное строение возвели только в 1789 году. В советское время церковь была закрыта и передана в ведение промысловой кооперации. Сначала она стала гаражом, зерноскладом, а позже и тиром НКВД. В 1940-е годы храм пытались разрушить. Дважды хотели сбить главный крест. Оба раза накинутый на него канат был рассечен невидимой молнией. Слегка склоненный крест до сих пор так и венчает главный купол.

Томск, Октябрьский взвоз, д. 10


Музей славянской мифологии

В 2007 году в Томске был основан первый и единственный в своем роде Музей славянской мифологии. Экспозицию составляют работы современных художников, продолжающие традицию национального романтизма Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха. Это живопись, графика, произведения отечественного декоративно-прикладного искусства, связанные со славянской историей, фольклором и эпическими сказаниями. Музей регулярно пополняет коллекцию, приобретая произведения современных художников, и проводит выставки.

Томск, ул. Загорная, д. 12

Музей «Следственная тюрьма НКВД»

Томск, как и многие сибирские города, с середины XVIII века и вплоть до конца Великой Отечественной войны был одним из мест ссылок и репрессий. В свое время здесь бывали декабрист Гавриил Батеньков и анархист Михаил Бакунин. Чтобы почтить память всех пострадавших в кровавой мясорубке истории ХХ века, в Томске создан мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». Его постоянная экспозиция включает в себя реконструированный тюремный коридор, камеру для подследственных заключенных и интерьер кабинета следователя.

Томск, пр-т Ленина, д. 44

Самое читаемое:
1
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Две звезды: сколько сейчас стоят Натта Конышева и Катя Медведева
Неординарные, ни на кого не похожие, творчески плодовитые. Первая — Натта Конышева, мастер «репортажной живописи с элементами чудес», умерла три года назад. Вторая — Катя Медведева, легенда наивного искусства, ей 88 лет. Обе — особый случай для арт-рынка
20.05.2025
Две звезды: сколько сейчас стоят Натта Конышева и Катя Медведева
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+