18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дом Поленова в Москве станет музеем

На Зоологической планируется устроить филиал музея-заповедника Василия Поленова с арт-резиденциями, выставочным пространством и театральным залом

Московский дом художника Василия Поленова на Зоологической улице, 13, находившийся на балансе Государственного центра современного искусства, передан Государственному музею-заповеднику В.Д.Поленова (Тульская область) в качестве филиала. Об этом нашему изданию рассказала его директор Наталья Поленова. В доме необходимо провести научную реставрацию, к которой музей-заповедник намерен приступить в ближайшее время. Сейчас начаты архивные изыскания, а также поиски финансирования.

Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова, был построен в 1915–1916 годах по собственному проекту художника при участии Осипа Шишковского и финансовой поддержке Саввы Мамонтова. Он стал последним проектом Василия Поленова. Здание с башенкой и небольшими окошками имело характерные черты архитектурной манеры художника и будто составляло единый ансамбль с постройками в его усадьбе на Оке. Дом был похож на небольшой замок, особенно выигрышно смотревшийся рядом с прудом речки Кабаниха (ныне на территории зоопарка). Однако здание предназначалось не для жилья. Оно задумывалось как культурный центр — театральная лаборатория для всей России, народный театр, концепция которого была крайне популярна до революции.

В доме располагались зал для спектаклей, декорационные и костюмерные мастерские, склады декораций, бутафории, реквизита и театральная библиотека. Спектакли шли в декорациях работы самого Поленова. После 1917 года Дом театрального просвещения продолжил свою деятельность, став, как говорит Наталья Поленова, «фактически первым ДК в Советской России». Но пожар 1928 года уничтожил декорации Поленова, реквизит и некоторые архитектурные элементы здания.

В 1930-е годы дом передали заводу «Гостеасвет», и со временем его сильно перестроили: исчезли характерные готические окна на главном фасаде, навершие башни, был изменен силуэт кровли, появились многочисленные пристройки и перепланировки. В 2001 году здание отошло Государственному центру современного искусства, располагающемуся рядом. В доме Поленова разместили творческие мастерские, однако работ по восстановлению его исторического облика не велось. Более того, «Архнадзор» и другие градозащитники забили тревогу, обеспокоенные перспективами его дальнейшего существования, когда в 2009 году ГЦСИ решили расширить. Некоторое время дом Поленова находился в ведении РОСИЗО, в состав которого вошел ГЦСИ (а еще через некоторое время он влился в ГМИИ им. А.С.Пушкина), и были планы по его реконструкции как части комплекса на Зоологической, которые так и не осуществились. В конце осени 2020 года пустующий и аварийный дом был передан музею-заповеднику Поленова.

«Нас давно волновала судьба этого знакового дома, — рассказала нам Наталья Поленова, — ведь он и в стилевом отношении, и в культурном напрямую связан с тем наследием, которое нам удалось сохранить в Поленове. Но, увы, у него не было хозяина, который бы ставил перед собой такие задачи. И потому мы имеем то, что имеем, — руину… И вот наконец в этом году мы получили дом Поленова в качестве московского филиала! Теперь в первую очередь необходимо найти средства на его восстановление. Василий Дмитриевич Поленов не только знаменитый пейзажист, исторический и театральный художник. Он ведь еще и замечательный оригинальный архитектор. Так что требуется сложная научная реставрация Театрального дома, разумеется с учетом изначального проекта. А затем и восстановление его творческой деятельности в том виде, как это задумывал сам Поленов. Театральная тема для музея Поленова очень важна: традиции домашних постановок в самой усадьбе никогда не прерывались и сегодня они являются важной составляющей нашей основной деятельности».

По словам Поленовой, после завершения реставрации в доме на Зоологической будут устроены выставочный зал и музейный театр — театральный музей. «Это будет разом и арт-резиденция с мастер-классами, и выставочное пространство. А также реконструкция поленовских постановок. Мы планируем сотрудничество с театральными фестивалями и экспериментальными площадками — в том же формате, как мы это делаем на наших летних фестивалях в заповеднике. Это будет еще и „зимняя площадка“ нашего музея».

Создание московского филиала не единственный пример выхода музея-заповедника за пределы усадьбы Поленово. Только что, осенью 2020 года, он открыл филиал в Туле — Центр семейной истории, который стал одним из самых любопытных мест в новом музейном кластере в историческом центре города. В случае Тулы создание филиала и приведение в порядок старинных зданий, в которых он расположился, стали возможными благодаря федеральной программе к празднованию 500-летия Тульского кремля.

Однако в случае московского особняка, как рассказала нам Наталья Поленова, ситуация не выглядит столь радужной. «Ясно, что такие грандиозные планы требуют больших финансовых затрат. Мы надеемся как на государственные, так и на частные инвестиции. В 2024 году исполнится 180 лет со дня рождения Василия Поленова. Нам кажется, что определение этого года как юбилейного, как культурного праздника федерального значения вполне логично. Мечталось бы, чтобы к этому времени и наш московский филиал уже зажил достойной культурной жизнью. Пока же будем делать то, что возможно в текущих условиях. Дом хотя бы продолжает отапливаться, и процесс разрушения немного замедлился. Мы же пока начали разработку концепции и проектной документации филиала».

Поленову повезло больше, чем Левитану: на протяжении нескольких поколений потомки активно занимаются защитой и сохранением его наследия. Дом-мастерскую Исаака Левитана в Москве, находящийся в таком же состоянии, музеефицировать оказалось некому. Третьяковская галерея отказалась от предложенного особняка, в частности из-за отсутствия необходимого финансирования. Однако привести в порядок дом Левитана, видимо, все же удастся. Его приобрел галерист Владимир Овчаренко, который уже этой весной планирует показать там специальный художественный проект.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+