18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Черная пятница: все музеи Москвы полностью закрываются на два месяца

Планировалось, что перестанут работать только временные выставки, однако в числе новых мер по борьбе с коронавирусом оказалось и закрытие постоянных музейных экспозиций

Министерство культуры РФ, ранее распорядившееся о закрытии временных выставок и продолжении работы постоянных экспозиций крупнейших федеральных музеев в Москве — Третьяковской галереи, Пушкинского, Музеев Кремля и других, пошло на полный музейный «локдаун» в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Об этом говорится в тексте приказа за подписью министра культуры РФ Ольги Любимовой. 

«Руководителям находящихся на территории Москвы организаций (музеи, музеи-заповедники, организации, осуществляющие выставочную деятельность) приостановить с 16 ноября 2020 года по 15 января 2021 года включительно функционирование организаций для посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), а также проведение досуговых, зрелищных, культурных, просветительских и др. мероприятий на территориях организаций», — говорится в приказе. На удаленку отправляются работники старше 65 лет и треть остальных сотрудников.

Повторный музейный карантин начался с объявления 10 ноября мэром Москвы Сергеем Собяниным новых ограничительных мер, вводимых с 13 ноября по 15 января в связи с ростом числа заболевших коронавирусом COVID-19. Следом Минкультуры РФ заявило, что федеральные музеи продолжат принимать посетителей в залах с постоянной экспозицией, а вот все временные выставки на обозначенный столичным градоначальником период придется закрыть.

Московская мэрия обещает выделить гранты на поддержку подведомственных учреждений культуры. «Принято решение о дополнительном финансировании учреждений культуры. Обязательные платежи будут компенсированы из городского бюджета. Предусмотрены гранты на компенсацию заработных плат работников учреждений культуры, коммунальные платежи и содержание имущества», — сообщила пресс-служба Департамента культуры города Москвы.

Итак, с 13 ноября 2020 года посетить выставки, лекции, мастер-классы и другие культурно-просветительские мероприятия в музеях, выставочных залах и библиотеках московского подчинения можно только в онлайн-режиме. Территории садов и парков при этом (например, Царицына и Коломенского) останутся открытыми для прогулок. А ходить на концерты, спектакли и киносеансы можно при использовании масок и перчаток. Заполняемость залов при этом должна составлять 25% от общей вместимости.

Как рассказала нашему изданию Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, находящегося в московском подчинении, опыт предыдущих месяцев карантина показал необходимость перераспределения музейных бюджетов. Музеи вынуждены перебрасывать выделенные ранее средства на производство виртуальной продукции и интернет-продвижение, что в связи со сложившейся структурой бюджета и системой тендеров весьма затруднительно. «Мы меняем сотрудников, набираем новых, ищем тех, кто умеет работать с новыми технологиями, просим у департамента новую аппаратуру. Но самое главное, конечно — чтобы департамент переформатировал нам бюджет», — рассказала Свиблова.

Частные музеи принимают решения о продолжении работы самостоятельно, исходя из общей ситуации. Музей русского импрессионизма закрылся с 13 ноября целиком, в музее «Гараж» продолжают работать книжный магазин и кафе.

Юлия Петрова, генеральный директор Музея русского импрессионизма, рассказала нашему изданию: «Как частный музей, мы не попадаем под распоряжение Министерства культуры, поэтому ориентируемся на указ мэра, ограничивающий работу учреждений культуры на территории Москвы. В нем перечислены все основные сферы публичной деятельности музея (выставки, просветительские и досуговые мероприятия), поэтому мы вынуждены перевести все снова в онлайн-формат. Выставка Сергея Виноградова должна была работать до 10 января. Возможно, нам удастся ее продлить и сохранить экспозицию в полном составе. В проекте участвуют 27 музеев и 12 частных коллекций, в том числе из Прибалтики и Беларуси, с которыми мы будем обсуждать новые сроки. Исходя из этого будут скорректированы планы музея на 2021 год, прежде всего даты проведения готовящейся выставки „Охотники за искусством“ о феномене коллекционирования в СССР».

Музеи Московской области ушли в карантин еще 21 октября — изначально планировалось, что до 7 ноября, но срок был продлен до 29 ноября. Европейские музеи также закрыты, ориентировочно до начала декабря.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+