18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей авангарда под открытым небом

В 1920-х годах в районе Шуховской башни вырос «город-сад» с характерной конструктивистской застройкой.

Вопрос о судьбе знаме нитого инженерного творения русского новатора Владимира Шухова стоит очень остро. Седьмого марта Министерство связи, в хозяйственном подчинении которого находится знаменитая Шуховская башня, заявило о своем намерении демонтировать памятник и подыскать для него новое место. Обеспокоенное судьбой архитектурной доминанты общественное объединение «Инициативная группа «Шаболовка», куда входят историки архитектуры, краеведы, журналисты, в рамках формирования «культурного кластера» вокруг Шуховской башни выпустило путеводитель по Донскому и Даниловскому районам — уникальному средоточию памятников авангарда.

Согласно градостроительным концепциям эпохи нэпа в окрестностях Шуховской башни (она же радиостанция Коминтерна, 1919–1922) вырос своего рода «город-сад» с яркими образцами конструктивистской застройки. В предлагаемый изданием туристический маршрут включено 24 жилых и общественных объекта — от роддома, школы, общежития до крематория, вместе символизирующих идеальную модель новой советской жизни от рождения до смерти. До 1960 года башня оставалась самым высоким (150 м) сооружением Москвы, видным со всех точек. Вокруг нее выросли экспериментальные дома и рабочие кварталы. В 1928–1930 годах бригадой АСНОВА (Ассоциации новых архитекторов) под руководством Николая Ладовского и Николая Травина был построен Хавско-Шаболовский жилой массив.

В то же время Георгий Вольфензон и Самуил Айзинкович проектируют здесь первый дом-коммуну, центральная композиция которого соотносилась с вертикалью Шуховской башни, просматривающейся по главной оси здания. «Кузница нового быта» состояла из 5–6-этажных корпусов, в квартирах отсутствовали кухни, плоские крыши предусматривали солярии, в озелененном дворе-курдонере устроили спортплощадку с беговой дорожкой. В то же время башня Шухова послужила высотным ориентиром и кварталу жилых домов «Дровяная площадь» (проект 1930–1936 годов, архитекторы Юрий Мушинский, Иван Николаев и др.), образованному поворотом улиц Хавской, Мытной и Шухова. Еще одна, пожалуй самая известная, коммуна — это общежитие студентов Текстильного института (1919–1930) архитектора Ивана Николаева. Среди примечательных объектов, вошедших в путеводитель, — школа-гигант на Хавской, задуманная в 1934 году конструктивистом Анатолием Антоновым с башней-обсерваторией, «детсад-самолет» в виде буквы «Т» на той же улице, здание универмага «Даниловский» (1929–1936) Александра Болдырева и Георгия Олтаржевского и многие другие памятники.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+