18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной

№85
Материал из газеты

В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна

Самарский Музей модерна находится в образцовой для русского ар-нуво усадьбе Александры Курлиной. Построена она была в 1903 году по проекту Александра Зеленко, тогда молодого архитектора, сотрудничавшего с Федором Шехтелем, работавшим в Самаре и Москве. На первом этаже здесь расположена постоянная экспозиция — интерьеры в том же, что и особняк, стиле, на втором — выставочное пространство. Так что лучшего места в городе для выставки «Стихии Анны Голубкиной» не найти.

Ведь имя первой русской женщины-скульптора Голубкиной (1864–1927) ассоциируется прежде всего с русским модерном и культурой Серебряного века, и не только из-за характера ее работ, но и потому, что героями ее лучших скульптурных портретов были люди этого века: Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов и Алексей Ремизов. Голубкину принято характеризовать как мастера психологического портрета, но это определение слишком скучное для нее. В ее экспрессивных до нервности работах модель не застывает в образе, а как будто старается вырваться из мучительного плена материала. Однако на выставке показаны не только вещи модерна, а, как написано на сайте музея, «все этапы и направления более чем тридцатилетнего творческого пути мастера во всем их многообразии — импрессионизм, символизм, экспрессионизм, увлечение искусством Древнего Египта, Месопотамии и Греции». Среди них — вещи из мрамора, металла, гипсовые отливки, а также камерные произведения — камеи из слоновой кости.

Работы Голубкиной на выставку предоставили Государственная Третьяковская галерея, ее самарский филиал и Самарский областной художественный музей. Проект поддержан галереей «Виктория» и Леонидом Михельсоном.

Голубкина была женщиной суровой, депрессивной (в молодости у нее были попытки суицида), но характер имела сильный. Девушка из бедной старообрядческой семьи провинциального Зарайска смогла преодолеть огромные трудности и предрассудки, учиться профессии в Москве и Париже, у Огюста Родена, чье влияние на ее раннее творчество очевидно. Но во многих работах, показанных на выставке, в том числе в акварелях растений средней полосы, проявляются и тонкость, и нежность, столь для творчества Голубкиной характерные.

Выставка состоит из пяти разделов: «Рождение стиля», «Портреты», «Мастер и материал», «Зарайский сад» и «Зарайские сфинксы». Первые три показывают знаменитые работы, последние два посвящены ее родному и любимому городу. Скульптура «Старая» 1908 года из тонированного мрамора — один из шедевров на выставке. Платок покрывает голову старухи как головной убор египетского фараона; у женщины глубоко запавшие глаза и ироничная улыбка-усмешка. Это необычное для своего времени произведение поистине новаторское и предвосхищает тенденции в пластике ХХ века.

Выставка сопровождается большой образовательной и просветительской программой. В образовательном центре Третьяковки в Самаре проходят ридинг-группы и мастер-классы.

Музей модерна
Стихии Анны Голубкиной
Выставка продлена до 7 февраля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+