18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Победитель конкурса «Премия Джамиль» Айше Эге: «Стамбул — это всегда женщина, которая живет и чувствует»

В Новом Манеже с завтрашнего дня открывается для публики выставка победителей и финалистов британского международного конкурса искусства и дизайна «Премия Джамиль», третьего по счету. Идея премии возникла после реконструкции зала исламского искусства Музея Виктории и Альберта в 2006 году как способ установления культурного диалога между Западом и Востоком в широком смысле. В Новом Манеже представят более 20 работ, созданных художниками и дизайнерами из Азербайджана, Индии, Ливана, Марокко, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции и Франции. Мы поговорили с победителями конкурса этого года — модельерами и основателями марки одежды Dice Kayek сестрами Эдже и Айше Эге. На выставке будут представлены три их работы — платья (на фотографии слева направо) «Кафтан», «Айя-София» и «Купол-I».

Не могли бы вы подробнее рассказать о концепции вашей серии «Контрасты Стамбула»?

Эдже Эге: Основной идеей для нас стало культурное и архитектурное наследие Стамбула; это богатый культурами разных цивилизаций город. Когда ты живешь там, вдохновляет все вокруг, в особенности архитектура: как здания современного города, так и древние дворцы, музеи, мечети и церкви.

Айше Эге: «Контрасты Стамбула» — это коллекция из 22 предметов одежды, каждый из которых представляет один из символов Стамбула, какое-либо конкретное место или атрибут города.

Эдже Эге: Платье «Айя-София», которое будет показано на выставке, посвящено знаменитому одноименному собору. Сейчас это музей, однако это был крупнейший христианский храм, а позднее мечеть. Внутри можно увидеть великолепные византийские мозаики, а в алтарном своде сохранилось мозаичное изображение архангела Гавриила. Так вот наша работа повторяет его плащ.

Айше Эге: Мы использовали около 6620 дутых стеклянных бусин XIX века, которые нашли в одном парижском антикварном магазине; ими вручную расшито платье.

Эдже Эге: Купол — самая распространенная архитектурная форма в мечетях Стамбула, и эта конструкция и объем подтолкнули меня к созданию платья из белой египетской органди (прозрачная хлопчатобумажная ткань. — TANR). В нем присутствует архитектурный момент в жесткой структуре кринолина и круглящейся форме рукавов. «Купол-III» из этой же серии (его на выставке не будет) построен на контрасте круглой, очень женственной формы мечети и мужественного вертикального минарета — в Стамбуле все контрастно, но сосуществует в гармонии.

Айше Эге: Для «Кафтана» мы взяли за образец настоящий кафтан султана Сулеймана Великолепного, хранящийся во дворце Топкапы.

Эдже Эге: Он очень простой. Обычно кафтаны обильно украшены мехом, вышивкой и так далее, но этот, который носил один из величайших правителей Османской империи, настолько чистый по форме, что его можно было бы надеть сегодня, если бы это было возможно: он очень современный. Таким образом, мы взяли новаторскую идею этого символического предмета одежды и создали свой «Кафтан».

Внутри всех платьев скрывается архитектурная структура, каркас. Ткань не держит форму, она текучая, к тому же существует гравитация. Создание платьев на самом деле во многом было инженерным процессом.

Вы воспринимаете свои работы в большей степени как искусство или как моду?

Эдже Эге: Это совсем не мода, наоборот, это художественный и инженерный процесс. Это вневременные вещи: их можно надеть, но они для этого не предназначены. Они созданы для того, чтобы на них смотреть и думать, проводить параллели с городом.

Айше Эге: Многие назвали это «носимым искусством», несмотря на то что носить его нельзя.

Большинство предметов вашей коллекции — платья, наверное самый женственный предмет одежды. Почему вы выбрали его для презентации Стамбула?

Айше Эге: Стамбул — абсолютно женский город, его всегда называют «она». Когда ты говоришь «Стамбул», это всегда женщина, которая живет и чувствует.

Что для вас значит получение премии «Джамиль»?

Эдже Эге: Это суперпрестижная премия, особенно для модного дизайнера. Когда сравниваешь моду и искусство, искусство неизменно оказывается выше. Мне не нравится мода. Я ее делаю, это моя работа, но это «быстрая мода»: производство, доставка, потом ты это надеваешь, потом выбрасываешь, и по новой. Это безумие. Мода, особенно в XXI веке, не воодушевляет на то, чтобы творить, быть изобретательным, делать что-то и носить что-то абсолютно новое, уникальное. Все очень друг на друга похоже. Ты не можешь производить то, чего ты желаешь, а в этих произведениях можешь. Премия «Джамиль» придает нам смелости и уверенности, чтобы продолжать создавать искусство, не только платья. Возможно, мы будем заниматься другими вещами в рамках современного искусства, которое я очень люблю. Оно становится все более и более волнующим и занимает все более серьезное место в мире. Несмотря на экономический кризис, у него есть своя ниша.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+