18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Криминальное чтиво об изящном и вечном

№84, сентябрь 2020
№84
Материал из газеты

Преступления в сфере искусства по обе стороны Атлантики

Румпунен Р., Сеппяля Ю. Мошенники в мире искусства. Гениальные аферы и громкие расследования. М.: Альпина Паблишер, 2020. 328 с., ил.
Румпунен Р., Сеппяля Ю. Мошенники в мире искусства. Гениальные аферы и громкие расследования. М.: Альпина Паблишер, 2020. 328 с., ил.

За последнее время вышли целых две переводные книги, посвященные преступлениям в мире искусства, — одна финская, другая американская. Обе построены по единому принципу, популярному в западной документальной литературе: профессионал рассказывает — журналист оформляет в виде понятного и увлекательного текста. Профессионалами в данном случае выступают Юрки Сеппяля, следователь финской полиции, и Роберт Уиттман, отставной агент ФБР. Каждый из них специализировался на произведениях искусства. Издания при этом получились совершенно не похожими друг на друга. Причина в том, что журналисты выбрали разные поджанры для своих произведений, да и темпераменты у двух главных героев заметно отличаются.

Пустые рамы, из которых были вырезаны произведения во время ограбления в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер в 1990 г. Фото: The Isabella Stewart Gardner Museum
Пустые рамы, из которых были вырезаны произведения во время ограбления в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер в 1990 г.
Фото: The Isabella Stewart Gardner Museum

Финские «Мошенники в ми­ре ис­кусства» — довольно строгое, суховатое и последовательное сочинение, рассказывающее о подделках. Журналист Ристо Румпунен, кстати, и прежде писал о них, еще до соавторства с полицейским. Эту работу вполне можно использовать как справочник по теме фальсификаций картин и графики (не академической глубины, конечно).

В первой части книги собраны заметные истории о подделках, происходившие в Европе и США в ХХ веке. Рассказано о Хане ван Меегерене, Элмире де Хори и о прочем, что прогремело когда-то в прессе; однако здесь нет более камерных и любопытных историй, например про Испанского Фальсификатора. Во второй части представлены случаи, с которыми Сеппяля и Румпунен сталкивались сами. Население в их стране небольшое, специализированные отделы крохотные — и создается впечатление, что все важные дела в Финляндии проходили именно через соавторов. И то, как они рассказывают об этих аферах, по-своему уникально: они не ограничиваются описанием ловко провернутого дельца, а демонстрируют его последствия, будь то судебные процессы  или обстоятельства, при которых пострадавшие вынуждены были объявлять себя банкротами или даже кончать с собой. Любопытны рассказы и о том, что происходит с конфискованными подделками. Кто-то их просто складирует, кто-то украшает кабинет шефа, а одно госучреждение додумалось заново пустить их с молотка. Идею об уничтожении контрафакта соавторы подают как передовую. Отдельный интерес вызывают рассказы о соприкосновении с соседней Россией. Увы, подобных эпизодов у соавторов маловато — хочется им отдельную книгу об этом заказать.

Уиттман Р., Шиффман Д. Операция «Шедевр». Спецагент под прикрытием в мире искусства. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 368 с.
Уиттман Р., Шиффман Д. Операция «Шедевр». Спецагент под прикрытием в мире искусства. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 368 с.

Американская «Операция „Шедевр“» построена по иному принципу, типичному для документалистики США про сотрудников органов правопорядка. Ее стержнем является именно личность агента Уиттмана, его становление в профессии, обрамленное несколькими яркими делами. Ровно так же сделана биографическая книга агента Джона Дугласа, по которой недавно снял сериал Mindhunter режиссер Дэвид Финчер. Не оставляет ощущение, что «Операция „Шедевр“» тоже писалась с прицелом на экранизацию. Отсюда рваный «монтаж» с эффектными эпизодами: работа под прикрытием, встречи с бандитами, погони, прослушки и так далее. Однако «голливудских» сцен в книге недостаточно, чтобы сделать ее полноценным боевиком, она все равно остается трудовой биографией агента Уиттмана, к счастью, весьма харизматичного персонажа (впрочем, недостаточно образованного и иногда чуть поверхностного).

Ограбление в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер — самое крупное ограбление музея в истории США. На месте украденных картин и сейчас висят пустые рамы. Фото: Sean Dungan / The Isabella Stewart Gardner Museum
Ограбление в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер — самое крупное ограбление музея в истории США. На месте украденных картин и сейчас висят пустые рамы.
Фото: Sean Dungan / The Isabella Stewart Gardner Museum

Мы узнаем, что родился он в средней американской семье в 1950-е, что по матери он наполовину японец. Далее прочтем о том, как в ФБР Уиттманн создал с нуля отдел, посвященный искусству. И как в этой конторе догадались, что устраивать громкие пресс-конференции с отчетом о найденных ценностях — отличный пиар-ход. Обрамлением всей книги служит до сих пор не раскрытое ограбление бостонского Музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в 1990 году, которое автор периодически пытается раскрыть — и все неудачно. Другие истории для его соотечественников важны, а для нас, скорее, этнографичны: нелегальная продажа бейсбольных сувениров, возвращение флага, аферы с перьями головных уборов индейских вождей. В любом случае, похоже, агент Уиттман знает многое из той кухни, которая могла бы заинтриговать читателей в теме. Вот только «литературный негр» ему попался падкий лишь на внешние эффекты и оставивший самые интересные нюансы за кадром. Книга при этом получилась намного более увлекательная и общедоступная, чем у финских соавторов.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+