18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Королевская академия художеств может продать «Мадонну Таддеи» Микеланджело

Некоторые из членов академии считают, что вместо сокращения почти половины рабочих мест следует рассмотреть возможность продажи «Мадонны Таддеи», стоимость которой оценивается в несколько сотен миллионов фунтов

Продажа знаменитого мраморного тондо «Мадонна Таддеи» Микеланджело из коллекции Королевской академии художеств обсуждается не впервые. Спустя 40 лет к этому вопросу на минувшей неделе вернулись вновь — на этот раз для возможного решения финансовых проблем, возникших из-за пандемии COVID-19.  

В 1978 году секретарь академии Сидни Хатчинсон писала в Drummonds Bank, где у институции к тому времени накопилась задолженность в £675 тыс.: «Строго конфиденциально сообщаю вам, что в случае, если официальная попытка получить субсидию от правительства провалится, я полагаю, у академии не будет другого выхода, кроме как продать тондо Микеланджело по его рыночной цене, то есть приблизительно за £6 млн».

Королеву, которая является попечительницей академии, тогда проинформировали: «Мы можем продать что-то из коллекции, но это скользкий путь. Единственный объект, способный решить наши проблемы [то есть тондо Микеланджело], многие считают национальным достоянием». Впоследствии Королевская академия отказалась от продажи, даже несмотря на то, что ей так и не удалось получить помощь от Художественного совета Англии.

Сегодня стоимость «Мадонны Таддеи» (которая называется так по имени заказчика) могла бы составить несколько сотен миллионов фунтов, в особенности после продажи в 2017 году «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $450 млн. Практически невозможно представить, что какой-либо из национальных музеев Великобритании сможет позволить себе такое приобретение, так что покупатель скульптуры, скорее всего, будет из-за рубежа.

Большой круглый рельеф Микеланджело, высеченный из мрамора в 1504–1505 годах, изображает Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. В 1830 году тондо передал в собрание Королевской академии сын коллекционера сэра Джорджа Бомонта, пожелавшего, чтобы к произведению «предоставили свободный доступ для всех художников».

Как сообщает Observer, на фоне прогнозируемого в этом году дефицита бюджета в £8 млн небольшая группа членов академии, «вероятно, будет настаивать на том, что институции следует продать тондо вместо того, чтобы сокращать рабочие места». Персонал академии предупредили, что увольнение ждет приблизительно половину сотрудников — около 150 человек.

Тем временем Королевская академия обратилась к Художественному совету Англии с просьбой предоставить ей в чрезвычайном порядке субсидию из суммы в £1,57 млрд, выделенной правительством на поддержку искусств. Ожидается, что организация даст ответ уже в ближайшее время, но даже очень щедрая помощь лишь частично облегчит положение академии, поскольку ее бюджет в очень значительной степени зависит от посетителей (число которых в минувшем году составило 1,25 млн человек).

Сообщается, что идея продать тондо «привела в ужас» президента Королевской академии Ребекку Солтер. Представительница институции говорит: «Королевская академия художеств не намерена продавать какие-либо вещи из своей коллекции. Для нас забота о выдающихся произведениях искусства — большая честь и ответственность. Наша обязанность — сохранить постоянную коллекцию, чтобы ею могли наслаждаться нынешние и будущие поколения».

В числе противников продажи — прогрессивный член академии Патрик Брилл, работающий под псевдонимом Боб и Роберта Смит. «Нельзя позволять олигархам и аукционистам растаскивать активы национальных коллекций, — говорит он. — Мы должны создать новый объединенный государственно-частный поток финансирования для сохранения рабочих мест. Если бы с этой целью устроили большую распродажу современного искусства, мы с коллегами с удовольствием пожертвовали бы для нее отличные произведения искусства».

Скорее всего, списание тондо из коллекции встретит сопротивление подавляющего большинства академиков. В общей сложности организация насчитывает 80 членов, которые собираются трижды в год. Судьба тондо будет обсуждаться на ближайшей встрече, назначенной на декабрь.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+