18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вим Вендерс, Энни Лейбовиц и другие знаменитости переосмысляют работы Картье-Брессона

№84
Материал из газеты

В Палаццо Грасси на выставке «Анри Картье-Брессон. Большая игра» представляют взгляд на наследие фотографа через оптику звездных кураторов

В 1972 году в Хьюстоне коллекционеры фотографии Джон и Доминик де Менил попросили Анри Картье-Брессона собрать свою «Большую игру» — группу работ, которые великий французский фотограф, автор метода «решающий момент», считал своим «избранным». В подборку вошли и фотографии, вдохновленные творчеством монпарнасских художников-сюрреалистов, и случайные уличные сценки.

Оригинальная подборка французского фотографа экспонируется в венецианском Палаццо Грасси. Выставка стала возможной благодаря сотрудничеству Коллекции Франсуа Пино и Национальной библиотеки Франции при поддержке Фонда Анри Картье-Брессона, между собраниями которых разделены 385 произведений, изначально отобранных автором по просьбе де Менилов. «Сама по себе идея впервые в истории объединить на европейской выставке все произведения из этой выдающейся подборки была невероятно захватывающей», — говорит Мартен Бетено, директор Коллекции Пино.

Однако экспозиция не ограничивается демонстрацией архивов покойного фотографа. Посетителей ждет нечто гораздо более захватывающее и современное, поскольку куратор выставки Матье Юмери предложил пятерым видным деятелям создать собственные уникальные интерпретации творчества Картье-Брессона. Сокураторами Юмери стали миллиардер, бизнесмен, коллекционер и владелец музея Франсуа Пино, фотограф Энни Лейбовиц, кинорежиссер Вим Вендерс, писатель Хавьер Серкас и искусствовед Сильви Обена.

Юмери поручил кураторам выбрать из 385 фотографий по 50 штук и выдал им карт-бланш на интерпретацию их подборок без каких-либо тематических или хронологических ограничений. Это позволило, как отмечает Бетено, «создать совершенно новую „Большую игру“, и не просто новую, а такую, которая приумножает способы видеть творчество мастера».

Звезда американской портретной фотографии Энни Лейбовиц вспоминает, что открыла для себя творчество мэтра в юности, еще студенткой Института искусств Сан-Франциско, благодаря книге «Мир Анри Картье-Брессона», которая как раз тогда только что вышла из печати. Лейбовиц пишет в каталоге выставки: «Увидев работы Картье-Брессона, я захотела стать фотографом. Мысль о том, что фотограф может путешествовать по миру с камерой наперевес, смотреть, как живут другие люди, сделать смотрение своей миссией — и что это может быть твоя жизнь, — это была потрясающая, волнующая мысль». Лейбовиц вспоминает, как она разглядывала в книге две знаменитые фотографии Картье-Брессона: портрет французского художника Анри Матисса в окружении его белых голубей и тщательно выстроенную композицию, изображающую веселый пикник на высоком берегу французской реки. Обе вошли в ее подборку. Она называет Картье-Брессона «интуитивным мастером композиции».

Германский кинорежиссер и фотограф Вим Вендерс использовал в качестве источника вдохновения свою единственную встречу с Картье-Брессоном, состоявшуюся в Париже в конце 1980-х. «Когда все начали расходиться, он предложил подвезти меня до гостиницы. Внезапно мы оказались вдвоем в его маленьком автомобиле, только он и я, — пишет Вендерс. — Я смотрел на него. Он казался таким прозрачным, мягким и добрым, а еще немного хрупким». Они промолчали всю поездку: Вендерс так и не смог преодолеть смущение. «Почему я не спросил его ни о чем? — пишет режиссер. — Молчаливый силуэт за рулем автомобиля до сих пор встает у меня перед глазами, когда я смотрю на его фотографии. Но его лицо не ответит на мой вопрос. Теперь уже ничто не сделает этого, кроме его фотографий».

Палаццо Грасси, Венеция
Анри Картье-Брессон. Большая игра
До 20 марта 2021

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+