18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Вим Вендерс, Энни Лейбовиц и другие знаменитости переосмысляют работы Картье-Брессона

№84
Материал из газеты

В Палаццо Грасси на выставке «Анри Картье-Брессон. Большая игра» представляют взгляд на наследие фотографа через оптику звездных кураторов

В 1972 году в Хьюстоне коллекционеры фотографии Джон и Доминик де Менил попросили Анри Картье-Брессона собрать свою «Большую игру» — группу работ, которые великий французский фотограф, автор метода «решающий момент», считал своим «избранным». В подборку вошли и фотографии, вдохновленные творчеством монпарнасских художников-сюрреалистов, и случайные уличные сценки.

Оригинальная подборка французского фотографа экспонируется в венецианском Палаццо Грасси. Выставка стала возможной благодаря сотрудничеству Коллекции Франсуа Пино и Национальной библиотеки Франции при поддержке Фонда Анри Картье-Брессона, между собраниями которых разделены 385 произведений, изначально отобранных автором по просьбе де Менилов. «Сама по себе идея впервые в истории объединить на европейской выставке все произведения из этой выдающейся подборки была невероятно захватывающей», — говорит Мартен Бетено, директор Коллекции Пино.

Однако экспозиция не ограничивается демонстрацией архивов покойного фотографа. Посетителей ждет нечто гораздо более захватывающее и современное, поскольку куратор выставки Матье Юмери предложил пятерым видным деятелям создать собственные уникальные интерпретации творчества Картье-Брессона. Сокураторами Юмери стали миллиардер, бизнесмен, коллекционер и владелец музея Франсуа Пино, фотограф Энни Лейбовиц, кинорежиссер Вим Вендерс, писатель Хавьер Серкас и искусствовед Сильви Обена.

Юмери поручил кураторам выбрать из 385 фотографий по 50 штук и выдал им карт-бланш на интерпретацию их подборок без каких-либо тематических или хронологических ограничений. Это позволило, как отмечает Бетено, «создать совершенно новую „Большую игру“, и не просто новую, а такую, которая приумножает способы видеть творчество мастера».

Звезда американской портретной фотографии Энни Лейбовиц вспоминает, что открыла для себя творчество мэтра в юности, еще студенткой Института искусств Сан-Франциско, благодаря книге «Мир Анри Картье-Брессона», которая как раз тогда только что вышла из печати. Лейбовиц пишет в каталоге выставки: «Увидев работы Картье-Брессона, я захотела стать фотографом. Мысль о том, что фотограф может путешествовать по миру с камерой наперевес, смотреть, как живут другие люди, сделать смотрение своей миссией — и что это может быть твоя жизнь, — это была потрясающая, волнующая мысль». Лейбовиц вспоминает, как она разглядывала в книге две знаменитые фотографии Картье-Брессона: портрет французского художника Анри Матисса в окружении его белых голубей и тщательно выстроенную композицию, изображающую веселый пикник на высоком берегу французской реки. Обе вошли в ее подборку. Она называет Картье-Брессона «интуитивным мастером композиции».

Германский кинорежиссер и фотограф Вим Вендерс использовал в качестве источника вдохновения свою единственную встречу с Картье-Брессоном, состоявшуюся в Париже в конце 1980-х. «Когда все начали расходиться, он предложил подвезти меня до гостиницы. Внезапно мы оказались вдвоем в его маленьком автомобиле, только он и я, — пишет Вендерс. — Я смотрел на него. Он казался таким прозрачным, мягким и добрым, а еще немного хрупким». Они промолчали всю поездку: Вендерс так и не смог преодолеть смущение. «Почему я не спросил его ни о чем? — пишет режиссер. — Молчаливый силуэт за рулем автомобиля до сих пор встает у меня перед глазами, когда я смотрю на его фотографии. Но его лицо не ответит на мой вопрос. Теперь уже ничто не сделает этого, кроме его фотографий».

Палаццо Грасси, Венеция
Анри Картье-Брессон. Большая игра
До 20 марта 2021

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+