18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина

№84
Материал из газеты

Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии

Игорь Мухин сегодня маститый фотограф с длинным послужным списком: выставки, книги, публикации, премии, преподавание в Школе Родченко. А 30 лет назад ему было 30. Нешироко известный фотограф-неформал, в конце 1980-х снимавший героев русского рока и андерграундных художников, он делал черно-белые снимки в стиле французского и советского кино 1960-х с его культом нежной неприкаянной молодости.

Наши 1990-е сделали его звездой, это было его время, и он сохранил в своих длинных фоторепортажах-сериалах тогдашние события и настроения людей, особенно пристально вглядываясь в молодых.

Сегодня принято поминать 1990-е недобрым словом: разруха, безработица, смятение, очереди, пустые прилавки. О надеждах, обретенной свободе выражать собственное мнение и выбирать образ жизни, об энергии, освободившейся при распаде советской империи и облучившей ее граждан оптимизмом, помнят только сами эти граждане и свидетельствуют фотографии Игоря Мухина. Их и показывают на выставке в Мультимедиа Арт Музее, первом постсоветском музее, открывшемся в 1996 году и называвшемся тогда просто Московским домом фотографии. Одним из первых его современных авторов и стал Мухин.

Среди постоянной публики МАММ много молодых людей, «миллениалов», выставка будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнивших 1990-е, она станет поводом к ностальгии, ведь тогда они, как и герои Мухина, были молоды, влюблены и верили, что впереди только лучшее. На одной из самых известных фотографий 1990-х — «Выпускники-99» — нарядные вчерашние школьники смотрят вверх с восторгом, словно впав в религиозную экзальтацию, как будто увидели в небе обещание вечной счастливой жизни. Можно считать этот снимок метафорой охватившей общественное сознание эйфории.

Мухин, как и многие его современники, снимал сталинистов (они тоже наконец смогли выступать публично), нацболов, военных, митингующих и демонстрантов, но ни у одного фотографа нет так много фотографий целующихся, обнимающихся, влюбленных. Причем фотографий поэтичных, целомудренных, деликатных, слегка сентиментальных. Словно их автор хотел показать, что во времена перемен есть одно неизменное, независимое от происходящего состояние — влюбленность. 

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Игорь Мухин. Наши 1990-е. Время перемен
5 сентября – 11 ноября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+