18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Гараж» сохранит историю художественного андерграунда

Там открывается первая в России неподцензурная библиотека по современному искусству.

Первая в России публичная библиотека, посвященная современному искусству, в том числе неофициальному искусству советской эпохи, должна в декабре открыться в Музее современно го искусства «Гараж» в Москве. Ученым и студентам предоставят доступ к истории, которая в течение десятилетий оставалась скрытой от посторонних глаз: 10 тыс. библиотечных единиц охватывают диапазон от редких книг по российскому авангарду до всех каталогов выставки Documenta и выпусков американского интеллектуального журнала October.

Цель проекта в том, чтобы создать неподцензурный ресурс, посвященный истории современного искусства. «У [российских] студентов нет доступа к этой информации — они работали не с историей, а с легендами», — говорит Саша Обухова, глава научно-исследовательского отдела «Гаража». Музей, основанный коллекционером и покровительницей искусства Дашей Жуковой, также собирает архив документальных материалов, касающихся истории современного искусства в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России с 1950-х годов. Некоторые известные российские галереи, среди которых XL, «Школа» и «Айдан», пожертвовали свои архивы. Музей надеется полностью оцифровать свою коллекцию к 2017 году, и это будет первый подобный ресурс, доступный онлайн.

Архив искусства андерграунда — дело тонкое

Каталоги, неопубликованные тексты, исторические фотографии, видеозаписи и слайды дают возможность прикоснуться к альтернативной истории искусства России. До распада Советского Союза в 1991 году большинство художников, не принявших одобренный государством советский реалистический стиль, были вынуждены работать в подполье. «В течение 70 лет люди разрушали свои собственные истории, — говорит Кейт Фаул, главный хранитель «Гаража». — Вы должны были избавиться от них, чтобы жить дальше без неприятностей. Сейчас мы впервые можем рассказать правду о том времени». Среди драгоценностей архива — документация самых первых выставок нонконформистского искусства в России.

Библиотека и архив, у которых есть объединенный годовой бюджет в $500 тыс.,должны играть важную роль в программе музея. В новом здании «Гаража», которое будет построено по проекту Рема Колхаса в Парке культуры и отдыха им. Горького в следующем году, для выставок, посвященных материалам архива, планируется постоянная галерея. В прошлом году архив способствовал проведению Реконструкции — большой выставки в двух частях, рассказывавшей о художественной жизни Москвы в 1990–2000 годах.

В «Гараже» признают, что их проект несет определенные риски в свете последних законов о цензуре в России. Хотя считается приемлемым показывать материал, связанный с неофициальным искусством 1980-х годов и ранее, «намного труднее иметь дело с искусством с 1990-х до 2010-х, так как художники молодых поколений подвергали критике современные российские власти», объясняет Обухова. «Гараж» ограничит публичный показ этого материала, но музей продолжает собирать его.

Музей также взял интервью у художников разных поколений, в том числе у Никиты Алексеева (род. в 1953) и Анатолия Осмоловского (род. в 1969). В задачу проекта входит монтаж десяти интервью каждые шесть месяцев в течение следующего десятиле тия. «Имея на руках всего несколько документов, напоминающих нам о том, что были такой-то художник или такая-то выставка, мы понимаем, что уже через пять или десять лет очень многое может оказаться полностью забытым», — говорит Обухова.

У архива также есть потенциал, чтобы помочь построить рынок российского нон-конформистского искусства. «Например, кто-то заявляет, что „вот эта картина, которой я владею с 1975 года, была на неофициальной выставке в московской квартире“, и раньше не было никакой возможности доказать это, — говорит Фаул. — Теперь же этот человек может получить фотографию той выставки».

Внимание «Гаража» направлено и на тех художников, активно работавших в 1950–1960-е годы, которые нынче достигли преклонного возраста. Кроме того, их произведения нередко представляют собой проблему для реставраторов. «Эти работы частенько создавались из нестандартных материалов. Временами они буквально были сделаны из мусора, а мусор разлагается, — объясняет Ксения Нурил, научный сотрудник коллекции нонконформистского искусства из Советского Союза Нортона Доджа в Художественном музее Циммерли в Нью-Джерси в США. — «Гараж» сохраняет историю, которая находится на грани исчезновения».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+