18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Из Казани в Третьяковку — только шедевры

В Третьяковской галерее открылась выставка произведений русских художников конца XIX — первой четверти ХХ века из собрания ГМИИ Республики Татарстан

На выставку, организованную в рамках юбилейных торжеств, посвященных 100-летию образования Республики Татарстан, из Казани в Москву привезли лучшую часть коллекции — шедевры живописи русского модерна и авангарда. В последний раз произведения из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ), обладающего одним из интереснейших собраний отечественного искусства, в Третьяковской галерее показывали 15 лет назад в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России». Тогда экспозиция была устроена по традиционному для цикла принципу: весь спектр русской живописи от портретов XVIII века и пейзажей Ивана Шишкина (а также его современников) до работ русских авангардистов плюс целые разделы, посвященные самому известному художнику — уроженцу Казани Николаю Фешину, а также родоначальнику татарской живописи Баки Урманче.

На этот раз в центре внимания оказалась именно живопись Серебряного века, от модерна до авангарда, а куратором выставки стала Надежда Мусянкова, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. В первом зале показаны произведения художников рубежа XIX–ХХ веков, представителей объединений «Мир искусства», «Голубая роза», Союза русских художников. Здесь и мистический ноктюрн «Мехески — лунный народ» Николая Рериха, и «Маркиза» Александра Головина в духе ностальгических фантазий русских художников о Галантном веке, и первоклассные образцы «русского импрессионизма» — «Утренний чай» Игоря Грабаря и «Лиза на солнце» Роберта Фалька (портрет его первой жены Елизаветы Потехиной). Второй зал посвящен авангарду. Зрителя встречают импровизация Василия Кандинского, кубофутуристическая «Девушка с цветком» Александра Родченко (в 1911–1914 годах он учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина), натюрморты бубнововалетовцев Александра Куприна и Василия Рождественского, пейзажи Аристарха Лентулова, «Провинциальная франтиха» Михаила Ларионова и многое другое. Всего 48 работ, наиболее ярко демонстрирующих пестрое разнообразие русской художественной сцены конца XIX — первой трети ХХ века. Еще одна особенность выставки — редко встречающиеся в российских музейных собраниях произведения малоизвестных авторов, таких как Михаил Ле-Дантю, Вениамин Гальвич, Борис Такке, Магда Нахман.

Данная выставка стала ответным жестом ГМИИ РТ на уникальный проект 2017 года «Гений века» в Казанском кремле.

Тогда, вскоре после подписания соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Республикой Татарстан, Третьяковская галерея и казанский музей на площадке центра «Эрмитаж-Казань» подготовили грандиозную выставку, соответствующую международным музейным стандартам. Из Москвы привезли 56 произведений русских живописцев, в том числе «Царевну Лебедь» Михаила Врубеля, никогда ранее не покидавшую стен Третьяковской галереи. Вместе с двумя десятками работ из собрания ГМИИ РТ они составили экспозицию, блестяще демонстрирующую путь русской живописи от символизма к первым постреволюционным работам. Там же очень удачно встретились работы, которые создавались как парные, — «Франт» и «Франтиха» Михаила Ларионова, две работы из «еврейской серии» Наталии Гончаровой. Вслед за прошедшей в Казани выставкой в Третьяковской галерее открылась экспозиция «Сказание о граде Свияжске», на которой в Москве впервые были показаны древние иконостасы, иконы, золотое шитье и рукописные книги эпохи Ивана Грозного. Теперь в Москву наконец прибыли самые знаковые произведения модерна и авангарда из казанского музея.

Новая Третьяковка
Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан
До 1 ноября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+