18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Кипарисовый интерьер Райта смонтируют заново

№83
Материал из газеты

Знаменитый кабинет Кауфмана, созданный по дизайну Фрэнка Ллойда Райта в середине 1930-х, после реставрации обоснуется в V&A East

Единственный интерьер работы Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959), оказавшийся за пределами США, отправлен из Музея Виктории и Альберта (V&A) на реставрацию. Со временем он будет смонтирован на новой площадке V&A East, которая должна открыться в Лондоне в 2023 году. 

Собранный из 240 панелей фанеры из болотного кипариса и облицованных кипарисом столярных плит, интерьер на протяжении почти двух десятилетий служил кабинетом Эдгару Й. Кауфману в его питтс­бургском универмаге. По заказу того же Кауфмана был создан и знаменитый Дом над водопадом в Пенсильвании — один из главных шедевров Райта.

Кабинет попал в коллекцию Музея Виктории и Альберта в 1974 году. Его подарил сын торгового магната Эдгар Кауфман-младший, ученик Райта. «Кабинет Кауфмана — не только один из лучших интерьеров в коллекции V&A, но и самый полный из всех», — рассказывает хранитель отдела мебели, текстиля и моды Кристофер Уилк. Сохранились почти все элементы этого интерьера площадью 9х8 м, в том числе фанерная обивка пола, стен и потолка, завораживающий геометрический рельеф, идущий по одной из стен, консольный стол и гарнитур кубовидных кресел и табуретов, обивку для которых создала художница по текстилю Лоя Сааринен. Единственное исключение — треугольный светильник, воссозданный уже в 1990-е по авторским эскизам.

Поскольку в собственных реставрационных мастерских Музея Виктории и Альберта недостаточно места для того, чтобы собрать интерьер целиком, все его элементы, за исключением ковров и стульев, упаковали в 42 ящика и отправили в частную реставрационную фирму Plowden & Smith. Проект должен завершиться ближе к концу текущего года. Его осуществление стало возможным благодаря гранту в €25 тыс. от Музейного реставрационного фонда TEFAF.

Как объясняет старший реставратор мебели в Plowden & Smith Оливер Уайт, речь идет главным образом об «укреплении структуры». Первым делом реставраторы снимут накопившуюся пыль и реконструируют места сколов на углах фанерной обшивки при помощи натурального рыбьего клея. Задача заключается не в том, чтобы стереть все «следы износа», свидетельства активной жизни комнаты на протяжении многих лет, а в том, чтобы привести интерьер в оптимальное для показа состояние.

Кабинет Кауфмана станет одним из первых экспонатов, которые пере­едут в строящееся сейчас в бывшем Олимпийском парке по проекту Diller Scofidio + Renfro здание V&A East. Специалисты Plowden & Smith примут непосредственное участие в монтаже кабинета. По словам Уилка, комнату установят так, чтобы посетители могли осматривать ее с двух точек. Узкий отсек решетчатой стены, которая во времена Кауфмана скрывала окно, снимут, чтобы открыть прямой вид на стол и находящуюся за ним рельефную стену. А одну из секций пола заменят репликой, чтобы можно было «увидеть настоящее архитектурное пространство, каким его задумал Райт». Уилк объясняет, что в дизайне кабинета Кауфмана, как и в Доме над водопадом, но только в меньших масштабах, нашла воплощение философия «органической архитектуры» Райта с его желанием использовать материалы в «как можно более естественном и честном их состоянии» и стремлением к «глубинному единству» в конструкции и форме. Уилк уточняет, что, «когда у него была возможность и если клиенты были не против, он всегда разрабатывал все детали» — вплоть до мебели, текстиля и освещения. Архитектор, которому было не занимать самоуверенности, «считал, что чужая мебель испортит его дизайн».

К моменту получения заказов от Кауфмана в декабре 1934 года Райт пребывал далеко не на пике славы. Продолжалась Великая депрессия, архитектору было уже под 70, и за предшествующее десятилетие ему удалось реализовать лишь небольшое число проектов. Дом над водопадом возвестил о его триумфальном возвращении. «И эта комната тоже отмечает рубежный момент в карьере Райта, — говорит Уилк. — Кауфман заказал ему много проектов, но только эти два были в итоге воплощены и дошли до наших дней». 

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+