18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Конструктивистский вокзал в Иванове открылся после реконструкции

Один из залов гигантского вокзала отведен под выставки, кинопоказы и лекции

Иваново — родина первых Советов, после революции здесь хотели сделать столицу РСФСР. В надежде на будущий столичный статус и повышенную деловую активность в 1929–1933 годах город обзавелся гигантским вокзалом в конструктивистском стиле (автор проекта — Владимир Каверинский). Но если Иваново и стал столицей, то отдельной текстильной отрасли. Даже в относительно благополучные 1980-е его население не превышало 500 тыс. человек — вокзал-исполин был велик для города.

За 90 лет здание несколько раз капитально ремонтировали: укрепляли перекрытия, меняли фасад, добавляли декор в аскетичный конструктивистский интерьер, чтобы хоть как-то его очеловечить.

Проект последней реставрации разработало в 2018 году московское архитектурное бюро Faber Group (Борис Матвеев & Алена Франчян). Перед ними, как в таких случаях пишут, поставили сложную задачу — выбрать момент времени, в привязке к которому облик вокзала и будет восстановлен. Здравый смысл подсказывал, что надо восстанавливать конструктивизм 1930-х годов. Но архитекторы решили, что и более поздние переделки 1950-х и 1980-х имеют право на жизнь. В результате деликатным образом увязали друг с другом все три эпохи.

От конструктивизма остались остекленный фасад и общий объем. От 1950-х — деление вокзала на Красный и Синий залы и щедрый декор последнего. Брежневская эпоха зримо присутствует в оформлении Красного зала. Помимо этого, всю архитектуру вычистили, причесали, собрали в единое целое: убрали мраморную обшивку колонн внизу, но добавили им капители, довели до ума освещение, поменяли метлахскую плитку на полу, разработали цветовой паспорт объекта, поставили современные скамьи для ожидания и прочее. Пространство стало дружественным для маломобильных пассажиров, удобным и безопасным. При этом все исторические элементы, которые можно было сохранить, как, например, металлические рельсы в перекрытиях со штампом «Сталин», были оставлены на местах. Монументальную фреску в Красном зале сняли со стены вместе со слоем штукатурки, отправили на реставрацию в Волгоград и после чистки и укрепления вернули на место. Красный зал планируют сделать культурным пространством — устраивать здесь выставки, кинопоказы, читать лекции.

Вокзал торжественно открыли ко Дню железнодорожника. Но на объекте еще есть к чему приложить руки — будут построены кафе, павильоны для торговли и прочих сервисов. Все в едином архитектурном стиле и под пристальным авторским надзором.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+