18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рокотов познается в сравнении на выставке в Историческом музее

№83
Материал из газеты

На выставке «Портреты Федора Рокотова в собрании Исторического музея», которая откроется 29 июля, предъявят открытия, важные для истории нашего искусства XVIII века

Государственный исторический музей намерен показать эту выставку во что бы то ни стало и непременно в задуманном виде (прежняя дата открытия, 26 мая, была перенесена из-за пандемии). И для музея, и для исследователей творчества Федора Рокотова (1735–1808) нынешняя экспозиция — не просто отчет, но знаковое событие.

Людмила Руднева, хранитель живописи XVIII века ГИМ, рассказала, что благодаря исследованиям наследие Рокотова пополнилось: «В результате проведенной работы по атрибуции рокотовское собрание Исторического музея по количеству стало третьим после Третьяковки и Русского музея. Теперь наша коллекция — 18 картин, она увеличилась вдвое за счет портретов, которые считались работами неизвестных мастеров или мастерской. Многие были в плохом состоянии и не экспонировались. Реставрация преобразила их и вернула имя автора». Среди обретенных произведений — «Портрет княжны Марии Абрамовны Волконской» 1770-х годов, его определили как работу Рокотова в 2018 году. Он примечателен темными бархатными глазами модели с глубоким и мягким взглядом. Раньше портрет числился за неизвестным художником, был покрыт сильными записями и требовал реставрации. Новые исследования установили, что лицо — кисти Рокотова, а вот белый пеньюар, видимо, был написан кем-то из его мастерской. Тогда же определили авторство портрета двоюродной сестры Марии Волконской — княгини Анны Федоровны Белосельской. Оба заказа, похоже, были выполнены одновременно. Исследования показали, что Волконская первоначально была изображена в таком же парадном платье, но затем одежда была переписана. Именно Рокотов ввел моду на изображение женской модели в белом домашнем платье, что как бы располагало к дружескому стилю «общения» со зрителем. Другой «новый» Рокотов — «Портрет Василия Ивановича Стрешнева» конца 1760-х. Ранее он предположительно атрибутировался одному из учеников мастера. А вот картина, которую Руднева называет безусловным шедевром, — «Портрет А.П.Сумарокова» (не позднее 1777) — и прежде была известна как произведение Рокотова, но требовала основательной реставрации.

За четыре года отреставрировали всю рокотовскую коллекцию — силами музейных реставраторов, а также Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР), куда отдавали по три-четыре полотна в год. В институте Рокотовым занимался целый отдел, а еще привлекались сотрудники лаборатории физико-химических исследований, другие специалисты выполняли фотофиксацию и спецсъемку. Сложилось удачно: большой коллектив смог сосредоточиться на одном художнике, проникнуться его манерой. Первые две картины в 2016-м были отреставрированы на средства Минкультуры, потом в дело вступил спонсор — Благотворительный фонд «Лукойл». Благодаря этому реставрация Рокотова избегла риска тендеров (многие музеи жалуются на то, что контракты выигрывают недостаточно профессиональные фирмы).

По словам Марии Чураковой, заведующей отделом научной реставрации станковой масляной живописи ГосНИИР, одной из главных проблем было то, что картины за время бытования неоднократно подвергались реставрации, не всегда качественной. Холсты имели грубо заделанные прорывы, многочисленные записи на авторском красочном слое, сильные поверхностные загрязнения, потемневшие лаковые пленки. Устранение поздних вмешательств и удаление слоев, скрывавших поверхность картин, позволили максимально раскрыть живопись Рокотова. В частности, выяснилось, что оригинальным цветом кафтана на «Портрете неизвестного» был темно-зеленый, а не синий, искажение возникло из-за поверхностных загрязнений, поздних записей и пожелтевших слоев лака.

«Другой важной задачей стало сохранение авторских холстов недублированными. До нашего времени дошло очень мало произведений XVIII века, которые ранее не подвергались этой операции. На тыльной стороне картин Рокотова из Исторического музея сохранились надписи, подписи, инвентарные номера собраний, в которых они хранились. Эти сведения имеют большое значение при проведении исследований и атрибуции памятников. Понимая это, мы старались к каждому подходить индивидуально, подбирать такие методики, чтобы избежать дублирования. И нам это удалось», — говорит Чуракова.

Например, детский портрет Александры Федоровны Глебовой при предшествующих реставрациях был сильно поврежден. Красочный слой на лице и декольте имел «сседания», пострадали лессировки. Лицо сохранилось лучше, а вот платье оказалось частично утраченным в теневых участках. Буквально по точкам, сопоставив все виды фотосъемки и просвечивания, «собрали» границы прически. В плохой сохранности поступил и «Портрет А.П.Сумарокова». По краю овала имелись утраты авторской живописи; некогда сюда были частично подведены реставрационный грунт и слой глютинового клея. Пересохший клей животного происхождения стал со временем настолько жестким, что сам начал отрывать красочный слой от авторского грунта. После проведения консервации, «утоньшения» и выравнивания лакового покрытия, удаления записей на этом участке реконструировали авторскую живопись.

К удивлению исследователей, несколько вещей, стоявших вроде бы особняком от манеры Рокотова, после расчистки продемонстрировали, по выражению Людмилы Рудневой, его «виртуозный зигзагообразный мазок», который ни с чем не спутаешь. «Уточнение тонировок на портрете Елены Петровны Воейковой выпало делать мне. Для меня он несколько выбивался из ряда работ художника, находящихся у нас в мастерской. Но тут я увидела поразительные мазки на изображении одежды — мазок Рокотова не сымитировать», — рассказывает Мария Чуракова. По ее словам, долгая работа над столь большим количеством картин великого художника стала для реставраторов вехой: «Когда имеешь дело с такими произведениями, получаешь огромное удовольствие. Запоминающееся событие. В жизни их не так много бывает». 

Государственный исторический музей
Федор Рокотов. Собрание Исторического музея
29 июля – 28 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+