18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выставку Андреа Мантеньи показывают в Турине

В туринском палаццо Мадама возобновлена после пандемии выставка произведений великого мастера Раннего Возрождения Андреа Мантеньи. Это одно из главных культурных событий года в Италии

Новаторство Андреа Мантеньи (1431–1506), импульсом и источником которого стала античность, путеводной нитью пронизывает все шесть тематических разделов выставки.

Первый посвящен периоду его формирования как художника в Падуе, с 1440-х по 1460 год, когда по приглашению маркиза Лодовико Гонзаги он переехал в Мантую. Рядом с работами главного героя здесь представлены произведения таких мастеров, как Паоло Уччелло, живший в Падуе в 1440-е годы, чьи монохромы, по свидетельству Джорджо Вазари, произвели большое впечатление на Мантенью. Впрочем, эталоном для молодого художника в те годы было творчество Донателло, трудившегося в Падуе над конным памятником кондотьера Гаттамелаты. Именно из его бронзовых скульптур Мантенья перенял резкие светотеневые эффекты, стремление наделять персонажей мужественностью, мудростью и решительностью, которые так ценились античными философами. Произведения Донателло и его мастерской из музеев Боде, Жакмар — Андре и Каподимонте вступают в диалог с работами Мантеньи.

Все представленное в следующем разделе, который освещает первые годы в Мантуе, следует воспринимать в контексте самого знаменитого творения Мантеньи — росписей Камеры дельи Спози во дворце маркиза Гонзаги, которые мастер выполнил с 1465 по 1474 год. В частности, это «Святой Георгий» из Галерей Академии в Венеции, все еще венецианский по колориту и блеску доспехов, но изображенный в пространстве, близком по решению к иллюзионистской архитектуре росписей.

К этому же периоду относятся созданные параллельно с росписями «Портрет кардинала Тревизана» из Картинной галереи в Берлине и «Мужской портрет» («Карло Медичи»?) из Уффици. Новаторскими были и его портреты в профиль по примеру римских медалей. Мужественные и полные благородства античные герои стали образцами для подражания при мантуанском дворе.

Отдельная тема — цикл из девяти монохромных картин «Триумфы Цезаря» (1482–1492), изображающих процессии со множеством трофеев и скульптур, созданный по заказу Франческо Гонзаги для украшения его дворцового театра. Сегодня цикл хранится в королевской коллекции во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне и из-за хрупкости не мог быть доставлен на выставку. Зато его воспроизведением можно полюбоваться в специально созданной мультимедийной проекции в Средневековом дворе палаццо Мадама, где на трех больших экранах проецируются, сменяя друг друга, работы Мантеньи, отсутствующие в экспозиции, как, например, фрески капеллы Оветари падуанской церкви Эремитани.

Античные реминисценции в творчестве Мантеньи продолжает раздел, рассказывающий о коллекционировании художником древних артефактов, а также о его произведениях на мифологические сюжеты. Так, для кабинета жены Франческо Гонзаги Изабеллы, оформленного в виде грота, мастер написал две картины: «Парнас» (1497) и «Минерва, изгоняющая пороки» (1502) (обе в Лувре).

Одна из самых запоминающихся частей выставки — реконструкция центрального двора в доме Мантеньи, спроектированного самим художником и воспроизведенного по историческим документам его времени. Представленные здесь экспонаты повествуют об архитектурных исследованиях мастера.

Еще одна тема — новаторство Мантеньи в области композиционных решений и в трактовке традиционных образов. Об этом можно судить по камерным «Мадонне с Младенцем и херувимами» (1485) из Пинакотеки Брера, «Мадонне со святыми» из Савойской галереи в туринском Королевском дворце и поздним, плохо сохранившимся «Святому семейству» и «Крещению Христа», свидетельствующим о неистощимом мастерстве уже 75-летнего художника. В финале экспозиции представлены наследники Мантеньи, в том числе Антонио да Корреджо, Маркантонио Раймонди и Рембрандт, бывший его большим поклонником и собирателем гравюр.

Палаццо Мадама, Турин
Андреа Мантенья. Возродить старое, конструировать новое
До 20 июля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+