18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первую за рубежом выставку Ивана Клюна покажут в Салониках

Музей искусства модернизма MOMus в греческих Салониках в октябре откроет выставку Ивана Клюна, соратника Малевича, представляющую работы из коллекции Георгия Костаки

Выставка «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы», организованная MOMus при поддержке Heritage Art Foundation, откроется в Салониках 10 октября. Она проследит все этапы творческого пути, от начала ХХ века до конца 1930-х, одного из самых ярких героев русского авангарда. Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия — Клюнков, 1873–1943) родился в крестьянской семье, самостоятельно начал заниматься искусством и долгое время вынужден был совмещать свое увлечение со службой бухгалтером. В 1907 году в Москве познакомился с Казимиром Малевичем, которого считал своим учителем, хотя был старше него на шесть лет. Вместе с Малевичем Иван Клюн прошел все главные «измы» начала ХХ века: импрессионизм, символизм, кубофутуризм и, наконец, супрематизм. Клюн участвовал во многих важнейших выставках и манифестациях русского авангарда, создал свою версию беспредметной живописи, построенную на сферических формах, много экспериментировал с трехмерными объектами, став автором одной из первых движущихся скульптур — мобилей, активно преподавал во Вхутемасе.

В музее в Салониках хранится крупнейшее собрание Ивана Клюна, около 400 единиц хранения. Это и произведения художника, и архивные документы: письма, фотографии, рукописи, литографии, сделанные для изданий футуристов, учебные материалы, редкие рисунки, позволяющие составить представление о некоторых из его утраченных работ.

Напомним, что богатейшая коллекция русского авангарда была выкуплена у наследников легендарного коллекционера Георгия Костаки греческим правительством в 2000 году за $40 млн. Другую часть своей коллекции, несколько сотен работ, коллекционер передал в 1977 году, перед тем как покинуть СССР, в дар Третьяковской галерее. По словам директора MOMus Марии Цанцаноглу, внутри большой коллекции содержатся отдельные собрания выдающихся художников, в том числе собрание работ Ивана Клюна. Несколько лет назад государственный музей в Салониках был реорганизован и коллекция Костаки была выделена в особое направление с целью привлечь больше внимания зрителей и специалистов. Созданный попечительский совет музея возглавила Кристина Краснянская (Heritage Art Foundation). Музей сделал ставку на персональные выставки важных фигур, первой стала ретроспектива Любови Поповой в прошлом году. В 2019 году Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (MOMus) стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia как «музей года» за усилия по продвижению русского авангарда на мировой сцене.

Первая посмертная выставка Ивана Клюна прошла в Курчатовском институте атомной энергии в Москве в 1972 году, вторая — в 1996 году в Третьяковской галерее. «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы» в Салониках станет первой большой выставкой художника за рубежом.

Презентация выставки Ивана Клюна состоялась на благотворительном онлайн-арт-ужине, устроенном международной арт-галереей «Эритаж» при поддержке Fragment art club. Ужин от ресторана «Пифагор» и Александра Раппопорта назывался «От Сократа до Костаки» и собрал несколько десятков видных российских коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+