18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первую за рубежом выставку Ивана Клюна покажут в Салониках

Музей искусства модернизма MOMus в греческих Салониках в октябре откроет выставку Ивана Клюна, соратника Малевича, представляющую работы из коллекции Георгия Костаки

Выставка «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы», организованная MOMus при поддержке Heritage Art Foundation, откроется в Салониках 10 октября. Она проследит все этапы творческого пути, от начала ХХ века до конца 1930-х, одного из самых ярких героев русского авангарда. Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия — Клюнков, 1873–1943) родился в крестьянской семье, самостоятельно начал заниматься искусством и долгое время вынужден был совмещать свое увлечение со службой бухгалтером. В 1907 году в Москве познакомился с Казимиром Малевичем, которого считал своим учителем, хотя был старше него на шесть лет. Вместе с Малевичем Иван Клюн прошел все главные «измы» начала ХХ века: импрессионизм, символизм, кубофутуризм и, наконец, супрематизм. Клюн участвовал во многих важнейших выставках и манифестациях русского авангарда, создал свою версию беспредметной живописи, построенную на сферических формах, много экспериментировал с трехмерными объектами, став автором одной из первых движущихся скульптур — мобилей, активно преподавал во Вхутемасе.

В музее в Салониках хранится крупнейшее собрание Ивана Клюна, около 400 единиц хранения. Это и произведения художника, и архивные документы: письма, фотографии, рукописи, литографии, сделанные для изданий футуристов, учебные материалы, редкие рисунки, позволяющие составить представление о некоторых из его утраченных работ.

Напомним, что богатейшая коллекция русского авангарда была выкуплена у наследников легендарного коллекционера Георгия Костаки греческим правительством в 2000 году за $40 млн. Другую часть своей коллекции, несколько сотен работ, коллекционер передал в 1977 году, перед тем как покинуть СССР, в дар Третьяковской галерее. По словам директора MOMus Марии Цанцаноглу, внутри большой коллекции содержатся отдельные собрания выдающихся художников, в том числе собрание работ Ивана Клюна. Несколько лет назад государственный музей в Салониках был реорганизован и коллекция Костаки была выделена в особое направление с целью привлечь больше внимания зрителей и специалистов. Созданный попечительский совет музея возглавила Кристина Краснянская (Heritage Art Foundation). Музей сделал ставку на персональные выставки важных фигур, первой стала ретроспектива Любови Поповой в прошлом году. В 2019 году Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (MOMus) стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia как «музей года» за усилия по продвижению русского авангарда на мировой сцене.

Первая посмертная выставка Ивана Клюна прошла в Курчатовском институте атомной энергии в Москве в 1972 году, вторая — в 1996 году в Третьяковской галерее. «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы» в Салониках станет первой большой выставкой художника за рубежом.

Презентация выставки Ивана Клюна состоялась на благотворительном онлайн-арт-ужине, устроенном международной арт-галереей «Эритаж» при поддержке Fragment art club. Ужин от ресторана «Пифагор» и Александра Раппопорта назывался «От Сократа до Костаки» и собрал несколько десятков видных российских коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+