18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

От эклектики к модерну

Издан труд, завершающий фундаментальную трилогию Андрея Пунина «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века»

Это исследование, описывающее строительство Санкт-Пе­тербурга от периода позднего классицизма, зарождения и развития эклектики до начала модерна. Создание трилогии растянулось почти на десять лет: первый том вышел в 2009 году, второй — в 2014‑м. В финальной книге рассмотрена типология зданий последней трети XIX века.

То время характеризуется высочайшей строительной активностью. В столице ежегодно возводились десятки новых каменных зданий, перестраивались старые: двухэтажные дома эпохи классицизма вырастали до трех-четырех этажей, получали более пышную отделку. Основным стилем этого периода стала эклектика. Хотя еще в 1837 году анонимный автор в одном из номеров «Художественной газеты» писал: «Наш век эклектичен, во всем у него характеристическая черта — умный выбор. Все роды зодчества, все стили могут быть изящны и заключают каждый немалочисленные тому доказательства, все они пользуются своими средствами, перемешиваются и производят новые роды!»

В последней трети XIX века на берегах Невы по-прежнему возводили строения в классическом стиле, но параллельно складывалось новое направление в архитектуре. Помимо дворцов, особняков и воинских казарм, появились постройки совершенно иного рода: промышленные предприятия, железнодорожные вокзалы и депо, банки, музеи, театры, больницы. Существенно изменилось жилищное строительство: рост городского населения привел к возникновению многоквартирных доходных домов. На главных улицах в первых этажах все чаще открывались торговые помещения. Все это требовало иных подходов к архитектуре. По сути, эклектика стала переходным этапом от традиций классицизма к архитектуре XX века.
Как ни странно, до сих пор этот период в истории архитектуры Петербурга был плохо изучен, несмотря на то, что опубликованы работы по творчеству знаменитых зодчих XIX века: Гаральда Боссе, Максимилиана Месмахера, Андрея Штакеншнейдера и многих других. Но комплексное изучение началось именно с работ Андрея Пунина.

Он племянник знаменитого искусствоведа Николая Пунина, сам известный историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории архитектуры Академического института имени И.Е.Репина. По первому образованию инженер-мостостроитель. Его дебютная книга об архитектуре города середины XIX века, изданная в Ленинграде в 1990 году, стала библиографической редкостью. Трилогия фактически завершила исследования Пунина в этой области.

Первый из трех томов посвящен архитектуре 1830–1860-х годов, второй и третий — периоду с 1860-х по 1890-е, последним десятилетиям века, труд обобщает все XIX столетие. По мнению Бориса Кирикова, ведущего специалиста по архитектуре петербургского модерна, особая ценность работы Андрея Пунина состоит в систематизации собранного материала. «Это действительно уникальный труд выдающегося ученого, — считает Кириков. — Он исследователь широкого диапазона, ему удалось охватить всю проблематику этого непростого и очень пестрого периода в развитии архитектуры, показать его со всех сторон: стили, инженерные конструкции, эстетические взгляды, мода». 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+