18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса

Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина

Тему восприятия искусства как лекарства от всех болезней развивает художник, радикальный перформансист Елена Ковылина, основатель первой в Москве школы перформанса и лауреат премии «Инновация» (2006). Для борьбы с любой заразой Елена Ковылина вместе с независимым ученым Инной Яковлевой (вместе в 2019 году они создали фонд «Искусство в науке») придумала проект «Аудио-визуальная аптека» и перформанс «Звуковая ванна от коронавируса». Их вернисаж состоялся онлайн. Елена Ковылина рассказала о своем художественно-научном ноу-хау.

Когда вы занялись искусством на стыке с наукой?

Инна Яковлева более 20 лет ведет исследования в области относительно молодой науки — нейроакустики, которая может помочь в лечении тех или иных заболеваний. Согласно этой теории, звуки, даже не воспринимаемые ухом человека, их волны и вибрации положительно откликаются в человеческом организме. Я как художник присоединилась к исследованиям Инны в 2012 году. Цвет, кстати, тоже звук, только видимый глазом, как и любая форма, представляющая собой энергетический каркас живой материи. Получается, что то, что мы видим, — это застывшая симфония тонких звуковых процессов.

Как проект «Аудио-визуальная аптека» связан с этой нейроакустической теорией?

Мы с Инной придумали этот проект два года назад. Он состоит из 200 шестигранных картин (18 см в диаметре, холст, масло) с изображением лекарственных трав, сортированных по сборам: от кашля, повышающие иммунитет, успокаивающие и так далее. Созерцание зрителем этих лекарственных растений в сочетании с подобранными к ним треками на частотах, не слышимых ухом, благотворно влияет на человека.

Расскажите про перформанс «Звуковая ванна от коронавируса». Почему он проходит в ванне?

На самом деле я сижу в специально привезенном для этой цели джакузи в своем доме, поскольку нахожусь сейчас в добровольной самоизоляции.

Звуковые вибрации, как мы уже выяснили, обладают лечебным эффектом. А в воде звук распространяется в десятки раз лучше — и потому он эффективнее. Я погружаюсь в воду на два часа, за это время мои клетки под действием звуковых волн на высоких частотах полностью очищаются. Проект «Аудио-визуальная аптека» и видеодокументация перформанса участвуют в онлайн-выставке «2020–2070», которая доступна для просмотра в интернете.

Насколько изменились ваши планы из-за пандемии коронавируса?

Отменилась моя выставка, которая должна была открыться в Барселоне. Но большинство планов остаются в силе. Думаю, что все проекты, которые мы готовим для московского выставочного зала «Ходынка», куратором которого я стала в декабре прошлого года, будут осуществляться — если не в режиме офлайн, так онлайн. Надо будет только освоить искусство репрезентации в формате онлайн. Это задача чисто техническая, которую придется решить не только мне, но и многим людям, в том числе моим коллегам, чтобы оставаться активными. Кстати, с Инной Яковлевой мы и раньше работали главным образом дистанционно, поскольку она живет в Красноярске.

Следующий проект, над которым мы уже работаем, посвящен теме разных зависимостей, которых у современного человека огромное количество. Это не только алкоголизм, наркомания, игромания, зависимость от социальных сетей, но и масса других. Мы их пытаемся проанализировать, создать их визуальные образы и снабдить звуковыми программами, которые, как мы думаем, могут помочь излечить людей от тяжелых зависимостей. Этот проект называется «Абсолютная свобода».

Вы последнее время ходите в красивой диадеме. Это просто для образа или она тоже с какой-то целью?

Я ее ношу уже больше года не снимая, это такой перманентный перформанс. Таким образом я участвую в эксперименте — испытываю на себе технологию, разработанную Инной Яковлевой. Эта диадема на самом деле генератор с массой лечебных функций. Диадема сделана из серебра с пропаянной внутри медью — эта «электропара» создает вокруг головы электромагнитное поле, отражающее все вредные излучения извне.

Ну и как, вы ощущаете изменения в своем самочувствии?

За этот год у меня заметно улучшилось здоровье, память стала лучше, и даже лицо стало более симметричным, об этом многие мне говорят.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+