The Art Newspaper Russia
Поиск

Зачем галереи спонсируют музейные выставки

Финансовая поддержка выставок в государственных музеях галереями, дилерами и аукционными домами давно перестала быть редкостью. Вопрос в том, насколько такая практика этична

Пока государственное финансирование британских музеев сокращается, а поддержка корпораций вроде нефтегазовых компаний, фармакологических гигантов и производителей оружия вызывает все большее общественное неодобрение, образовавшийся пробел заполняют коммерческие галереи и аукционные дома — что идет на пользу рынку отдельных художников.

Участие дилеров — явление не новое. В 2010 году арт-критик Брайан Сьюэлл разнес в пух и прах дилера старых мастеров Чарльза Беддингтона за то, что тот организовал выставку Каналетто в Национальной галерее в Лондоне. Сьюэлл допускал, что с дилерами «можно консультироваться, если есть основания полагать, что они обладают какими-то уникальными знаниями», но «передачу выставочных залов музея в полное распоряжение дилера» назвал «печальным и опасным прецедентом».

Хотя дилеры крайне редко устраивают выставки в государственных музеях, случаи, когда игроки арт-рынка выступают в роли спонсоров, происходят в Великобритании все чаще. Но есть ли тут корыстный интерес, о котором предупреждал Сьюэлл, и значит ли это, что рынок начинает влиять на выставочные планы музеев?

Музеи, получавшие от дилеров финансовую поддержку, отрицают факт какого-либо неподобающего влияния. Так, представительница Тейт заявила, что коммерческие партнеры музея «никак не участвуют в принятии кураторских решений», но при этом подчеркнула, что «коммерческие галереи могут быть в числе спонсоров наших выставок и проектов».

Конфликт интересов

Представители рынка охотнее рассказывают о том, какие роли они могут играть в этой сфере. Нередко галереи и аукционные дома участвуют в организации выставок, помогая установить местонахождение произведений, проданных через них частным коллекционерам. 

Большинство дилеров, в числе которых и лон­дон­ско-нью-йоркский галерист Пер Скарстедт, подчеркивают, что никогда не навязывают музеям конкретные выставки. Однако, по словам Скарстедта, «некоторые галереи плотно сотрудничают с кураторами и могут предлагать их институциям подумать о выставке какого-то художника; бывает, что это согласуется с их коммерческими интересами».

Британский дилер и коллекционер Ивор Брака, специализирующийся на продаже Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона, называет «сомнительными» ситуации, когда галереи спонсируют выставки художников, которых они представляют, но не видит конфликта интересов в случае, если дилер продвигает идею какой-то выставки или входит в попечительский совет музея. Сам Брака — член попечительского совета галереи Serpentine и поддерживал выставки разных художников, в том числе Дэвида Хокни. Брака предоставил несколько работ лондонскому центру Hayward Gallery для выставки Бриджет Райли, которую также поддержали Sotheby’s, David Zwirner, Max Hetzler и Sprüth Magers. «Я мог бы выставить их анонимно, но мне хотелось, чтобы мое имя ассоциировалось с этой выставкой, — говорит дилер, добавляя: — Не думаю, что мой бизнес когда-либо напрямую выигрывал от того, что я дал на выставку какую-нибудь картину».

Филантропия с бонусами

Как бы то ни было, спонсорская поддержка выставок связана с разнообразными выгодами. В числе очевидных плюсов — повышение узнаваемости, упоминания в СМИ, ассоциация имени спонсора с именами востребованных художников и открытие новых деловых перспектив.

В 2017 году основатель лондонской галереи Piano Nobile Роберт Трэверс, регулярно поддерживающий разные выставки, в числе которых была ретроспектива Пола Нэша в Тейт в 2016–2017 годах, опубликовал исследование, посвященное ценам на нескольких британских художников ХХ века. Он указал на прямую связь между музейными выставками и пиками интереса к художникам в аукционных залах. 

«Исследование аргументированно подтвердило существование этой связи, а это значит, что поддержка музеев не носит чисто филантропический характер — в любом случае у нее есть побочный коммерческий эффект», — считает галерист.
О каких же суммах идет речь? Ни один из государственных музеев, к которым мы обратились, не был готов назвать точные цифры, ссылаясь на конфиденциальность. Однако, судя по разным отчетам, вложение в выставку-блокбастер от крупных корпоративных спонсоров, как правило, составляет не менее £500 тыс. Согласно опубликованным в 2016 году данным, компания ВР с 2007 по 2011 год ежегодно выделяла Галерее Тейт по £350 тыс. По отдельности возможность распоряжаться такими суммами есть лишь у немногих представителей арт-рынка, однако, действуя сообща, галереи и аукционные дома способны создать выгодный спонсорский пул. Готовые корпоративные спонсорские пакеты (для галерей) могут стоить дешевле, но цены все равно начинаются где-то от £100 тыс. В то же время дилеры рассказывают, что спонсоры средней руки могут вкладывать от £50 тыс. до £100 тыс. в выставки национального масштаба.

Лидерами в этой сфере все чаще оказываются аукционные дома. Sotheby’s недавно выступил спонсором выставки Альберта Оэлена в галерее Serpentine, а Phillips стал главным спонсором выставки «Люсьен Фрейд. Автопортреты» в Королевской академии, не получающей государственного финансирования. Этот аукционный дом начал спонсировать музейные выставки в 2008 году. По словам председателя европейского отделения Sotheby’s Оливера Баркера, в последнее время объем поддержки со стороны крупнейших финансовых институций сократился: «Музеям приходится очень тяжело, и мы не остаемся в стороне».

Конкуренты объединяются

В июне прошлого года Баркер объявил о том, что Sotheby’s станет спонсором выставки Оэлена в Serpentine, прямо с кафедры аукциониста всего через пару минут после продажи за £6,2 млн его «Автопортрета с пустыми руками» (1998), который, к тому же, приобрел Скарстедт. И хотя эта картина и не была представлена на выставке в Serpentine, Скарстедт и его коллега Макс Хецлер покрыли часть расходов на транспортировку экспонатов и ужин в честь открытия.

Скарстедт говорит, что суммы пожертвований, как правило, колеблются от £20 тыс. до £30 тыс. При этом, по словам представительницы Serpentine, галерея Gagosian оказала выставке «особую поддержку», «сделав большой взнос на издание каталога». Осенью параллельно с экспозицией в Serpentine все три галереи — Gagosian, Max Hetzler и Skarstedt — проводили выставки Оэлена в Гонконге, Лондоне и Нью-Йорке.

Хотя аукционные дома и дилеры считаются конкурентами, в последнее время они все чаще действуют сообща. Лондонский дилер Оффер Уотерман, выделивший «значительную сумму» на выставку Фрейда в Королевской академии художеств, уступающую только вкладу Phillips, говорит, что «очень серьезно рассматривал вопрос» о том, какое впечатление произведет соседство брендов коммерческой галереи и аукционного дома. Двадцатистраничный контракт, запрещающий разглашать оговоренные в нем суммы, обеспечил Уотерману появление логотипа его галереи на фасаде Королевской академии и на рекламе в лондонском метро, а также упоминание в Financial Times и RA Magazine. Эти усилия уже приносят первые плоды: по словам Уотермана, он успел получить предложения о будущих выставках от пяти-шести музеев.

Эксклюзивные привилегии

Связи с музеями могут давать и другие плюсы: например, доступ на выставки в утренние часы. «Клиенты могут позволить себе ужины и выходные, но не всегда они могут прийти в музей раньше всех остальных», — говорит Уотерман. Подобный доступ получают участники программы Sotheby’s Preferred, что, как считает Баркер, «создает настоящий симбиоз». По его словам, «музеи так же заинтересованы в выстраивании содержательных отношений с уже существующими и потенциальными спонсорами, как мы в общении с владельцами произведений искусства».

Директор-куратор Lisson Gallery Грег Хилти тоже говорит, что отношения его галереи с государственными институциями можно назвать «настоящим симбиозом». В ноябре в Lisson’s пройдет выставка Марины Абрамович, одновременно с ретроспективой художницы в Королевской академии. Это не первая выставка в Королевской академии, которую поддерживает Lisson Gallery, ранее она уже спонсировала экспозиции Ай Вэйвэя и Аниша Капура.

Хотя все чаще звучат призывы выработать свод этических принципов спонсорства и фандрайзинга, многим по душе зарождающийся в художественном мире симбиоз.  

Просмотры: 1874
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Участников челленджа Музея Гетти увековечили в книге
Карантинные фотопародии по мотивам известных произведений из соцсетей перекочевали в специальное издание.
28 июля 2020
4
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
5
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
6
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
7
Вредители атакуют музеи Британии
Пустота в закрытых на карантин музеях превратила их в курорты для насекомых-вредителей. Внесло свой вклад и потепление климата.
27 июля 2020
8
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
9
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
10
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru