18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Харинг и Баскиа снова вместе

№80
Материал из газеты

Ретроспектива двух мегазвезд современного искусства проходит в Национальной галерее Виктории в Мельбурне

Кит Харинг (1958–1990) и Жан-Мишель Баскиа (1960–1988) родились с разницей в два с половиной года и оба ушли из жизни молодыми: Кит — в 31 год, Жан-Мишель — в 27. Жили в Южном Манхэттене в Нью-Йорке в ­1970–1980-е. Оба работали с Энди Уорхолом, были диджеями, дружили и соперничали друг с другом. И тому и другому на первых порах стенами галерей служили улицы и нью-йоркская подземка. На момент смерти оба уже были знаменитостями.

Австралийский куратор Дитер Буххарт не перестает недоумевать, почему при таком количестве параллелей до его выставки в Мельбурне не было ни одной, посвященной тому, что сближало и разделяло творчество этих мегазвезд современного искусства, оставивших, несмотря на раннюю смерть, обширное наследие. «Это действительно первая выставка, объединившая двух этих художников, — говорит куратор. — Я давно хотел ее сделать, потому что Харинг и Баскиа были близкими друзьями и в то же время соперниками, а значит, старались стать лучше, соревнуясь друг с другом». 

Буххарт до сих пор помнит тот день, когда в 1980‑е один из его одноклассников вернулся из Нью-Йорка с работами Харинга на бумаге. Он случайно встретил художника, гуляя по Манхэттену, и тот подарил ему несколько своих рисунков. Уже тогда они произвели на Буххарта, который считается одним из лучших экспертов по творчеству Харинга и Баскиа, сильнейшее впечатление. 

В 1980-е Манхэттен был совсем не тем фешенебельным районом Нью-Йорка, каким является сегодня. По словам куратора, это была, скорее, «зона боевых действий», тем не менее привлекавшая начинающих художников дешевым жильем. Именно там Харинг создал своих знаменитых персонажей — лающую собаку и сияющее дитя, а Баскиа разрабатывал свои фирменные символы и мотивы. Искусство и того и другого было тесно связано с политикой, жизнь обоих унесли две «чумы» их времени: Харинг умер от СПИДа, Баскиа — от наркотиков.

Может показаться, что Мельбурн слишком экзотическое место для такой выставки. Но куратор напоминает, что да, Баскиа не был в Австралии, зато Харинг создал роспись для стеклянного фасада Национальной галереи Виктории, недавно отреставрированную. К тому же это не первая выставка музея, посвященная двум художникам: в 2015–2016 годах здесь показали вместе Энди Уорхола и Ай Вэйвэя. «Такой формат в этих стенах смотрится естественно», — говорит Буххарт, собрав для проекта 300 работ. 

Наследием Баскиа занимается его семья. Харинг же успел основать фонд, приславший на выставку 40 произведений. По воспоминаниям президента фонда Гила Васкеса, дружившего с Харингом, тот был «большим поклонником» Баскиа и держал в спальне его работу «Стирание лица» («Смерть Майкла Стюарта») 1983 года. Архив Харинга включает библиотеку, вырезки из газет, каталоги, одежду, фотографии, письма, музыкальные диски и досье на интересовавших его людей, среди которых был и Баскиа. «Харинг оставил черновики текстов о Жан-Мишеле, которые писал после его смерти», — рассказывает хранитель архива Анна Гертон-Уочер.

Национальная галерея Виктории
Кит Харинг, Жан-Мишель Баскиа. Пересекающиеся линии
До 11 апреля

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+