18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж

№80
Материал из газеты

Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью

Скромный пейзаж в итальянском стиле неизвестного художника многие десятилетия украшал стену гостиной в Мемориальном музее-квартире А.С.Пушкина. И только проведенные в ходе недавней реставрации дополнительные исследования показали, что музей владеет редчайшей работой голландского мастера XVII–XVIII веков Геррита Маса, которая происходит из коллекции князя Семена Абамелек-Лазарева. До этого открытия в мире было известно всего о двух работах художника, дошедших до наших дней.

«Эта картина давно не давала покоя. С одной стороны, как будто безупречный итальянский пейзаж, с другой — на заднем плане отчетливо видна островерхая протестантская кирха, невозможная в католической Италии. И непонятный стаффаж: парочками изображены фигурки людей, чья одежда, скорее, напоминает одежду жителей Северной Европы», — рассказала нашей газете Галина Седова, заведующая музеем-квартирой.

Пейзаж, поступивший сюда в 1924 году из особняка князя Абамелек-Лазарева на Мойке, 21, находился в гостиной пушкинской квартиры с 1937 года и всегда считался работой неизвестного художника. Хотя на камнях в углу картины просматривалась монограмма, из-за толстого слоя старого лака она почти не читалась. Зато была видна дата — 1706.

В конце 2019 года в доске, на которой написан пейзаж, появилась небольшая трещина. Предмет отправили на реставрацию. Специалисты установили, что трещины в доске нет. Оказалось, что деревянное полотно состоит из двух подогнанных друг к другу досок и они слегка разошлись. Дерево укрепили, потом освежили старый лак — изображение стало более отчетливым и легко читаемым, что позволило детально рассмотреть монограмму. По словам Галины Седовой, она увидела удвоенное «а», что означало, скорее всего, голландскую фамилию, и в конце концов прочитала что-то вроде “Maasi”. В словаре Тиме — Беккера, крупнейшей биографической энциклопедии по искусству конца XIX — начала XX века, нашлось имя художника Геррита Маса (1661–1746) из Роттердама.

Седова написала письмо в Нидерландский институт истории искусств (RKD). На него откликнулась куратор отдела старых голландских и фламандских мастеров Эллис Дюлларт. Завязалась переписка, в ходе которой специалисты из Амстердама и Петербурга обменялись изображениями и разного рода информацией. Нидерландские ученые рассказали, что до письма из Петербурга считалось, что в мире существует только две картины этого, на их взгляд, загадочного художника. Одна из них была продана в 2001 году на лондонском аукционе Sotheby’s, вторая — в 2012-м в Мюнхене аукционным домом Ketterer Kunst. В Эрмитаже есть пейзаж, на котором стоит имя Питера Маса, специалисты считают, что они были братьями с Герритом.

«Мы тщательно еще раз изучили нашу картину и все материалы, присланные из Голландии, — рассказала Галина Седова. — Все совпало! Оказалось, что монограмма с нашей работы идентична монограммам на уже атрибутированных работах. Специалисты из Нидерландов подтвердили убедительное сходство по стилю, композиции. Стало понятно: перед нами не романтический пейзаж, а так называемый сочиненный пейзаж, с театральной кулисной схемой построения композиции, со стилизованными руинами. Но населен он жителями Голландии, отсюда и стаффаж — приземистые фигурки в теплой зимней одежде на фоне томной итальянской природы».

Информация о пейзаже уже размещена в базе RKD, а также на сайте этого крупнейшего научно-исследовательского центра по изучению искусства Нидерландов. По мнению западных искусствоведов, сенсационная находка в музее на Мойке окажет неоценимую помощь при изучении работ старых мастеров в музейных и частных собраниях. И теперь весь мир узнает, что работы Геррита Маса живут не только в Лондоне и Мюнхене, но и в Петербурге.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+