18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Будущее, сконструированное кинетистами, показывают в Петербурге

На выставке «Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России» в петербургском Манеже круг представленных художников обширен — от Казимира Малевича и Эль Лисицкого, через работы Юрия Злотникова и Вячеслава Колейчука до Recycle Grou

Петербургский Манеж совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем представляет развернутый портрет кинетического искусства — от расцвета кинетизма в 1960–1970-е годы, его генетическую связь с авангардом 1910–1920-х, до последующей трансформации в художественные образы сегодняшнего дня. В экспозиции собрали около 400 произведений: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты. Все это богатство распределили по четырем разделам (организаторы выставки назвали их «лабораториями»): «зрение», «искусствометрия», «среда» и «синестезия». Круг представленных художников обширен — от Казимира Малевича и Эль Лисицкого, через работы Юрия Злотникова и Вячеслава Колейчука до Алексея Шульгина и Recycle Group.

«Кинетическое искусство родилось из споров физиков и лириков, — рассказывает куратор выставки Юлия Аксенова. — Стороны не столько боролись за лидерство, сколько выясняли совпадения. Художники объясняли свое искусство научными теориями (волн, расщеплением атома, биологическими закономерностями и прочим), а ученые настаивали на том, что их работа — чистое творчество».

Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, кинетизм был связан с идеями технического прогресса и формированием информационного общества. Художники-кинетисты охотно пробовали себя и в прикладных областях: дизайне, архитектуре, градостроительстве, организации окружающей среды. Кинетизм был не просто направлением в искусстве, но своеобразной лабораторией будущего. Отсюда и название выставки.

«В России кинетическое искусство понимали не как фиксацию движения, а как пластический образ развития и трансформации в широком смысле, — поясняет Юлия Аксенова. — Когда мы продумывали структуру экспозиции, то сталкивались с тем, что один и тот же автор попадал в разные разделы, произвольно сочетал в работе свет, цвет, звук, движение. И мы подумали, что это многообразие форм и манер — родовая черта кинетизма. Нам не надо бороться за чистоту жеста — надо принять смешение „жанров“ как данность и обыграть его».

Манеж, Санкт-Петербург
Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России
До 29 марта

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+