18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам

№80
Материал из газеты

В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог

Историческая картинная рама — неотъемлемая деталь произведения; нередко художники задумывали раму, еще только приступая к работе. Так что рама — важная часть художественного наследия. Но, к сожалению, далеко не во всех российских музеях есть специализированные фонды рам; их редко хранят в соответствии со стандартами, принятыми в мире, а зачастую и вовсе заменяют на современный багет.

«Рама должна иметь гармоническую связь с картиной, — писал в дневнике Валентин Серов. — …Все, нарушающее гармонию рамы, обязательно нарушает и гармонию картины…»

В большинстве музеев мира уже давно согласились с тем, что относиться к картинным рамам нужно столь же бережно, как и к самим полотнам. Например, в Лувре коллекция рам насчитывает более 9 тыс. единиц хранения. На протяжении XX века отдел живописи активно приобретал антикварные рамы, чтобы улучшить представление картин в музее. В 2018 году в Лувре состоялась большая выставка рам, ставшая одним из главных художественных событий во Франции. На сайте лондонской Национальной портретной галереи есть каталог британских изготовителей рам с 1600 по 1950 год, а сами рамы не раз становились экспонатами крупных выставок, привлекавших не меньшее внимание, чем картины. В 2019 году в берлинском музее «Брюкке» уже прошла, а в 2020-м в Музее Буххайма в Бернриде продолжится выставка оригинальных рам художников группы «Мост». 

Как рассказала корреспонденту The Art Newspaper Russia Оксана Лысенко, старший научный сотрудник Государственного Русского музея и одна из организаторов международной конференции «Картина — рама — образ», проходившей в Санкт-Петербурге в конце 2019 года, во многих российских музеях картины давно потеряли свои оригинальные рамы. Нередко искусствоведы подбирают их, часто вынужденно, на свой личный вкус, игнорируя и выбор художника, и научный принцип построения экспозиции. 

«Самую первую в России выставку, посвященную рамам, Русский музей провел в 2005 году, — напомнила Оксана Лысенко. — Она имела неожиданно широкий отклик в профессиональной среде, повлияла на то, что в музеях стали создавать фонды рам, хотя до этого они, как правило, находились на хозучете, как ведра или швабры. А в 2014-м Третьяковская галерея устроила выставку „Драгоценная оправа“, и тема картинных рам зазвучала громче».

Тем не менее в самом ГРМ ситуация с хранением и реставрацией рам, по словам Оксаны Лысенко, сложилась непростая. Год назад был ликвидирован внутримузейный фонд, рамы перевели на хозучет. Позже вышел приказ директора о постановке рам на музейный учет, и сейчас 140 рам внесены в государственный каталог. Остальные — а их более 6 тыс., — ждут своей очереди. Условия хранения, скорее, неудовлетворительные. Лишь около сотни рам хранятся в соответствии с мировыми стандартами — висят на сетках. Многие лежат и стоят на сыром каменном полу, находятся в аварийном состоянии. Впрочем, в музее есть специализированная лаборатория по реставрации рам. 

Как рассказала Светлана Адаксина, главный хранитель Государственного Эрмитажа, у них в музее на учете числится 5163 исторические рамы, пока в государственный каталог внесена только часть. Реставрацией их занимается лаборатория, которая реставрирует мебель и другие изделия из дерева. Отдельного фонда рам в Эрмитаже тоже нет, они хранятся в разных отделах. 

Но существуют и другие, не менее важные проблемы, в том числе использование современного багета для обрамления исторических полотен вместо подлинных рам или хотя бы специально подобранных в соответствии с эпохой и стилем. «Эти темы волнуют все музейное сообщество, проблемы — не чисто российские, — отмечает Наталия Толстая, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. — Не все видят разницу между оригинальной рамой и современным массовым багетом, что очень печально. Багет создает дисгармонию, разрушающую целостное восприятие произведения. И это, увы, общая проблема для всех современных музеев, тем более что ни один вуз в мире не готовит специалистов по картинным рамам».

Участники конференции «Картина — рама — образ» составили обращение к ИКОМ России (национальному подразделению Международного совета музеев) с просьбой создать при организации комитет по изучению картинных рам, что помогло бы, по мнению специалистов, решить многие проблемы музейного бытования этих вроде бы второстепенных по отношению к искусству,  но важных для него предметов. 

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
3
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
4
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+