18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова

Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника

Бывают художники-визионеры, а бывают миссионеры. Наверное, Юрия Анненкова (1889–1974) следует отнести ко вторым. Он не совершал радикальных переворотов в искусстве, однако миссионером Анненков оказался — при этом не так легко определить, в чем же заключалась эта миссия. Его биография насыщена удивительными обстоятельствами. Сын сосланного народовольца, учился на юриста в Петербургском университете, уехал в Париж, где брал уроки у Феликса Валлоттона и Мориса Дени, участвовал в выставках Салона независимых. Вернувшись в Россию, работал как театральный художник, создал иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» и к «Мойдодыру» Корнея Чуковского, галерею портретов деятелей русской культуры и политических деятелей. А когда в 1924 году покинул Россию — востребованность в эмиграции, работа в опере и кинематографе, оформление первых спектаклей Эжена Ионеско, иллюстрации произведений Александра Солженицына… Возможно, миссия Анненкова состояла как раз в том, чтобы сопровождать и комментировать своими творениями весь ход ХХ века.

Наследие Юрия Анненкова велико по объему, но собрать из его работ полноценную ретроспективу затруднительно. Лишь недавно в России стали предпринимать попытки такого рода. Нынешний проект, курируемый сотрудницей Музея русского импрессионизма Анастасией Винокуровой, как и предыдущие, не претендует на исчерпывающую полноту, но получился весьма репрезентативным: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника. Зритель сможет оценить эволюцию Анненкова — и обнаружить, что она не была прямолинейной. Например, в ­1950-е он вернулся к абстракции, которой уже отдавал дань в середине 1910-х. 

Из собрания семьи Анненковых — некоторые архивные материалы и ранние работы, как «Портрет отца» (1908) и «У лампы» (1909). Центр Помпиду в Париже выдал образцы творчества эмигрантского периода. Внушителен список предоставивших работы российских институций, в их числе Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина. Существенно участие и частных коллекционеров: работы Анненкова давно и с успехом продаются на международных аукционах. 

Музей русского импрессионизма
Юрий Анненков. Революция за дверью
13 февраля – 23 августа

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+