18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Иногда они возвращаются

№80
Материал из газеты

Произведения искусства не только крадут и теряют, но и вновь обретают. В прошлом году было несколько таких счастливых находок

Конец прошлого года был омрачен кражей из дрезденского музея «Зеленые своды» исторических бриллиантовых украшений на сумму чуть ли не в €1 млрд. Германия объявила награду в €500 тыс. за информацию об украденных драгоценностях и попросила всех туристов прислать видео и фото, снятые поблизости от музея в течение двух месяцев до кражи, — чтобы вычислить тех, кто ее готовил. Однако свежих и, главное, хороших новостей об ограблении века пока не появляется.

Зато, как бы в утешение, в той же Германии в начале декабря случился счастливый финал у события, которое называли «самой крупной музейной кражей в истории ГДР». Сорок лет назад, 14 декабря 1979 года, из замка Фриденштайн в городе Гота было украдено несколько картин мастеров Северного Возрождения и барокко, в частности «Святая Екатерина» Ганса Гольбейна Старшего, «Старик» Яна Ливенса, пейзаж кисти Яна Брейгеля Старшего, картины мастерской Антониса ван Дейка и Франса Халса. Тогда двое воров с помощью альпинистского снаряжения поднялись по стене на третий этаж, залезли через окно и вынесли пять картин. Сигнализация не сработала. Десятилетиями кража оставалась нераскрытой, уже и ГДР перестала существовать — и тут внезапно немецкая пресса объявила, что картины находятся на изучении в лабораториях Государственных музеев Берлина. Оказалось, что в 2018 году с Фондом замка Фриденштайн связался адвокат неких лиц, заявивших, что они наследники человека, который давным-давно эти картины купил. За €5,25 млн они готовы были вернуть украденное. К обсуждению подключились глава города Гота и представители Художественного фонда Эрнста фон Сименса, который специализируется на возврате утраченных и похищенных культурных ценностей.

После сложных переговоров картины в сентябре 2019 года были переданы адвокатом в берлинскую лабораторию. Эксперты должны были подтвердить их подлинность, и тогда «владельцы» получили бы оговоренную компенсацию. Но воплотить этот секретный план не удалось: 5 декабря по всей Германии полиция провела обыски. Было возбуждено уголовное дело, в шантаже и укрывательстве обвиняют адвоката и его клиента. Пока они апеллируют к уже истекшему сроку давности и добросовестности покупки — но, в принципе, не важно, понесут ли они наказание. Главное, что картины вернутся в музей.

О другом имеющем отношение к Германии шедевре, на сей раз из античного собрания Государственных музеев Берлина, ничего не было слышно как минимум с 1939 года. Это крылатая статуя «Виктория Кальватоне», один из редчайших уцелевших образцов римской позолоченной бронзы. Она тоже внезапно нашлась, и, хоть в Германию ее возвращать не планируют, Фонд прусского культурного наследия все равно объявил, что он очень рад обретению столь важного памятника культуры, и принял участие в реставрации. Скульптура обнаружилась в России среди трофейного искусства, вывезенного из Германии после войны. Она поступила в Государственный Эрмитаж, где ее попросту потеряли, поместив среди французского классицизма XVII века. В 2010-е ее опознали и начали изучать, в 2014–2019 годах провели реставрацию, и Эрмитаж представил статую на итоговой выставке.

Но эти события хотя бы объяснимы! А в Италии в том же декабре нашли «Женский портрет» кисти Густава Климта, похищенный 22 года назад из Галереи Риччи Одди в городе Пьяченца. Рабочие обдирали плющ на наружной стене галереи и в нише за железной дверцей нашли картину в черном пакете. Эксперты пока не подтвердили подлинность полотна, но печати и инвентарные номера на обороте все правильные. По словам сотрудников музея, вряд ли портрет провел в нише столько лет: состояние у него отличное. Значит, подкинули? Любопытно, что в 2015 году анонимный уголовник дал интервью, где признался в краже, рассказал, что продал картину за наличные и кокаин, и пообещал, что к 20-й годовщине кражи картина вернется на место. Ошибся то есть только на два года. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+