18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Les Lalanne: модный арт-дуэт и ажиотаж вокруг его наследия

№79
Материал из газеты

Дуэт супругов-художников Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн прославился работами, вдохновленными животным и растительным миром. Торги Sotheby’s после смерти Клод взвинтили цены на Les Lalanne еще выше

Гигантские кочаны капусты на курьих ножках, столешницы в форме громадных листьев гинкго, скамейки-овцы. Работавшие в дуэте супруги Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн умели смешивать флору и фауну, создавая изящные и при этом функциональные объекты, бросавшие вызов аскетичности минимализма, царившего в искусстве и дизайне середины ХХ века. Франсуа-Ксавье делал фигуры крупных животных, которые можно было использовать для хранения или сидения; в 1966 году «стадо» в 24 овцы из шерсти и бронзы стало его визитной карточкой. Клод придумывала причудливые соединения растений и животных, часто покрывая органическую материю медью, чтобы добиться естественности; в 1976 году Серж Генсбур использовал ее «Человека с головой-капустой» для оформления обложки своего альбома.

Несмотря на то что в основном супруги были сосредоточены на разных художественных сферах (Франсуа-Ксавье — на скульптуре, а Клод — на ювелирных изделиях, вдохновлявших таких дизайнеров, как Юбер де Живанши и Стелла Маккартни), нередко они создавали совместные работы под брендом Les Lalanne, и ими интересовались известные коллекционеры вроде Ива Сен-Лорана и Ротшильдов.

После смерти Клод в начале прошлого года (Франсуа-Ксавье скончался в 2008-м) 274 объекта из личной коллекции пары, причем 200 из них были созданы самим дуэтом Les Lalanne, выставили на торги Sotheby’s в Париже 23–24 октября. Суммарная выручка аукциона, на котором были проданы все лоты, составила €91,3 млн — в четыре раза больше предварительной оценки. Разумеется, цены на отдельные произведения тоже впечатляют. Тремя самыми дорогими работами Франсуа-Ксавье стали секретер «Носорог» (1991) за €5,4 млн, «Рыба с головой зайца» (2004) за €2,5 млн и бар Grand Mouflon de Pauline за €2,4 млн. Что касается произведений Клод Лаланн, то дороже всего ожидаемо ушла ее Choupatte (2012), кочан капусты на птичьих лапах, чья цена достигла €2,2 млн при эстимейте €150–200 тыс.

В последнее десятилетие спрос на работы четы Лаланн неуклонно растет. Столь притягательными произведения Лаланнов делает их причудливость, а предметами коллекционирования — выдающаяся способность художников сочетать современные технологии с традиционным ремесленничеством. 

Будущие супруги познакомились в Париже в 1952 году, когда Клод пришла на открытие выставки картин Франсуа-Ксавье. Они были связаны с нонконформистами, включая Джеймса Меткалфа, а также со многими сюрреалистами: Максом Эрнстом, Жаном Тэнгли, Ники де Сен-Фалль. Влияние сюрреализма заметно, в частности, в их причудливых скульптурах, как Choupatte и шкафы-гиппопотамы.

Цены

Первые торги, посвященные Les Lalanne, Sotheby’s провел в Париже в 2015 году. Более 60 лотов принесли суммарную выручку в €4,8 млн, сильно превысив эстимейты; самым дорогим стал Lapin de Victoire («Кролик победы») Клод, ушедший за €903 тыс. (с комиссией). Нынешний мировой аукционный рекорд принадлежит Les Autruches Bar — барной стойке «Страусы» (1967–1970) из коллекции Жака Гранжа, проданной в 2017 году за €6,2 млн (с комиссией) также на парижских торгах Sotheby’s. Единственный дизайнер, работы которого достигали на аукционах такого же ценового уровня, — Альберто Джакометти. 

Первым дилером Les La­lanne в 1970-е годы был Александр Иолас, известный прежде всего как эксклюзивный представитель в США крупнейших европейских сюрреалистов. Однако именно лондонец Бен Браун, ставший представителем дуэта в 2004 году, сформировал для них обширную базу коллекционеров. Браун отмечает, что цены на произведения Les Lalanne «медленно, но уверенно» растут начиная с 1990-х.

С тех пор как ими занялся Браун, цены увеличились «приблизительно на 1000%», утверждает дилер, называя в качестве поворотной точки распродажу коллекции Ива Сен-Лорана, проведенную Christie’s в 2009 году. Цены на знаковые работы вроде маленькой Choupatte либо стула с крокодилом от Клод или какой-нибудь из овец (Mouton) Франсуа-Ксавье могут варьироваться от $300 тыс. до $1 млн. «В общем-то, чтобы получить нынешнюю цену, нужно просто добавить нолик к цене на любую из их работ в период, когда я начал заниматься ими», — говорит Браун. 

Действительно, на ярмарке Design Miami в июне 2019 года, через два месяца после кончины Клод, Galerie Mitterrand распродала практически все экспонаты, и суммарная выручка составила более $1 млн.

Спрос

Если среди коллег-художников дуэт был известен с самого начала, то более широкая аудитория познакомилась с их творчеством после того, как они подружились с 25-летним Ивом Сен-Лораном, тогда только недавно покинувшим Dior, чтобы основать собственную марку, и получили два больших заказа для дома, который он делил со своим партнером Пьером Берже: сначала на скульптурный домашний бар из латуни и хрусталя от Франсуа-Ксавье (1964–1965), а десять лет спустя — на монументальный набор салонных зеркал от Клод. И бар, и зеркала были представлены на аукционе коллекции Сен-Лорана в 2009 году, проведенном Christie’s после его смерти. Оба лота в десять раз превысили эстимейт, что дало мощный толчок их рынку. 

Кроме того, кутюрье сотрудничал с Клод: в коллекции 1969 года Empreintes он использовал созданные ею металлические бюстье, отлитые по телу супермодели того времени Верушки.

Именно Браун познакомил Франсуа-Ксавье и Клод с нью-йоркским дилером Полом Касмином, в 2007 году ставшим американским представителем Les Lalanne. «Он создал их американский рынок», — уверена Эдит Дикконсон, директор галереи Kasmin. Параллельно с аукционом Сен-Лорана 2009 года галерея устроила в Нью-Йорке инсталляцию под открытым небом из скульптур Les Lalanne, выставленных по всей длине Парк-авеню; среди них были большое бронзовое яблоко Клод и последняя скульптура Франсуа-Ксавье Singe Avisé («Мудрая обезьяна»), сидящая обезьяна с задумчивым лицом.
Состоявшаяся в 2010 году в парижском Музее декоративных искусств выставка, за дизайн которой отвечал архитектор Питер Марино, большой поклонник их творчества, также оказала огромное влияние.

Коллекционеры

Произведения Les Lalanne находятся в коллекциях Музея дизайна Купера — Хьюитт в Нью-Йорке, Центра Помпиду и Музея естественной истории в Париже, Музея Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме. На 2020 год запланирована выставка Лаланнов в Институте искусства Кларка в Уильямстауне в штате Массачусетс. 

Помимо Сен-Лорана, в число их главных коллекционеров входят дизайнеры Валентино, Марк Джейкобс, Том Форд и Карл Лагерфельд, по словам Брауна, «купивший множество картин Франсуа-Ксавье». В США одной из первых их работы начала собирать Джейн Хольцер, бывшая актриса и звезда Энди Уорхола. Среди их поклонников также французский магнат Франсуа-Анри Пино, главный исполнительный директор и председатель Kering и Christie’s.

В 2013 году Гетти открыл свою новую программу паблик-арта Getty Station на территории бывшей бензоколонки в Западном Челси выставкой Sheep Station. После нее спрос на овец Франсуа-Ксавье взмыл до небес. «Для коллекционеров они стали чем-то вроде первой дозы легкого наркотика, ведущей к наркомании. Теперь их коллекционируют все подряд», — говорит Дикконсон, отмечая, что именно новые коллекционеры — все без исключения из США — раскупили выставку, которую Касмин устроил в минувшем марте, незадолго до смерти Клод.

Подводные камни

Коллекционеры неустанно охотятся на овец Les Lalanne. «Сюрреалистические скульп­туры животных Франсуа-Ксавье — обезьян, носорогов, медведей, страусов, собак и кошек — в принципе пользуются спросом, в особенности те, что можно использовать как столы, лампы или барные стойки, — рассказывает глава отдела дизайна Sotheby’s Флоран Жаньяр. — То же самое относится к зеркалам, креслам, скамьям, табуреткам и кофейным столикам Клод». 

Разница в цене между более старыми и новыми вариантами одного и того же произведения сейчас невелика, «но мы посмотрим, что будет происходить по мере созревания рынка». Сообщений о подделках пока что крайне мало.
Октябрьские торги Sotheby’s вызвали возмущение во Франции. Высказывалось мнение, что личную коллекцию и дом Лаланнов следует превратить в музей или фонд. В ответ на критику Жаньяр напоминает, что у супругов остались четыре дочери, которым необходимо продать эти произведения, чтобы заплатить налоги на наследство. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+