18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новодевичий монастырь стремительно молодеет к своему юбилею

№79
Материал из газеты

Уже сейчас сдается 13 объектов ансамбля, а полное окончание работ намечено на 2022 год

В Москве завершается реставрация основных построек комплекса Новодевичьего монастыря, приуроченная к 500-летию со дня его основания. К концу года должны быть раскрыты фасады 13 объектов, среди которых палаты царевны Марии Алексеевны, усыпальница Волконских, Филатьевский приют, Больничные палаты, стрелецкая караульня у Напрудной башни, Лопухинские палаты, а также Иосафовская, Напрудная, Никольская, Покровская, Предтеченская, Чеботарная и Швальная башни. Еще на одном объекте — Казначейских палатах — временные леса останутся и в 2020 году.

Главная задача реставрации — вернуть Новодевичьему монастырю исторический облик, полностью обновив инженерные коммуникации, рассказали корреспонденту The Art Newspaper Russia в пресс-службе Министерства культуры. По словам координатора «Архнадзора» Константина Михайлова, реставрация велась «под строгим профессиональным надзором», поэтому тревожных для защитников наследия новостей из монастыря за последние годы не поступало. 

Основные работы развернулись в нескольких исторических корпусах. Один из них — усыпальница князей Волконских начала XIX века. Здесь расчистили стены и кровли, а также установили купол с крестом. До конца года закончится восстановление оригинальных росписей стен. 

«Завершены внешние работы на объекте „Палаты царевны Марии Алексеевны“, построенном в 1683–1688 годах. В здании обновили коммуникации, отреставрировали окна, двери, кровлю. Работы продолжаются внутри объекта. Двухэтажное здание Филатьевского приюта, предназначавшееся для девочек-сирот разных сословий, было построено в конце XIX века. Сейчас там завершены работы над фасадом и кровлей, подключены все коммуникации. Идут реставрационные работы внутри здания. Часть помещений Больничных палат XVII века полностью готовы. Кроме того, в здании утеплены своды, отреставрированы фасад и крыша. Внутренние работы продолжаются в мезонине», — говорится в сообщении пресс-службы Минкультуры.

На 2020 год запланировано завершение работ еще на 14 объектах ансамбля, среди которых Покровская церковь над Южными воротами, усыпальница Прохоровых, Погребовые палаты, Казначейские палаты, Преображенская церковь над Северными воротами, сторожка у Северных ворот, Сетуньская башня и караульня при ней, Затрапезная и Саввинская башни, Певческие палаты у Саввинской башни, палаты царицы Ирины Годуновой с Амвросиевской церковью, а также крепостные стены монастыря.

В следующем году реставраторы закончат комплексное восстановление колокольни Новодевичьего монастыря. С башни уже сняты строительные леса, отреставрированы купол, куранты, колокола, включая самый большой. В ближайшие месяцы завершится художественная реставрация внутри колокольни; сейчас, по данным Минкультуры, мастера возвращают цвет авторской штукатурки. В 2022 году будут открыты Успенская церковь с трапезной и старейший храм Новодевичьего монастыря — Смоленский собор, построенный в конце XVI века. Реставраторы завершили покраску стен, куполов и крестов, заменили кровлю и оконные решетки — сегодня основные восстановительные работы ведутся внутри собора. 

Новодевичий Богородице-Смоленский православный женский монастырь в Москве основан в 1524 году великим князем Василием III в память о взятии Смоленска в 1514 году. Обитель была посвящена Смоленской иконе Божией Матери (первообраз утрачен во время Великой Оте­чественной войны). Большинство строений на территории комплекса относится к концу XVII века. В 2004 году монастырь был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2013 году ансамбль Новодевичьего причислен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Ремонтно-реставрационные работы начались в 2012 году и должны полностью завершиться в 2022-м. По словам министра культуры Владимира Мединского, всего на восстановление Новодевичьего монастыря из федерального бюджета выделено 4 млрд руб. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+