18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей в Грозном ждет возвращения похищенных картин

№79
Материал из газеты

Ситуация осложняется тем, что полного каталога исчезнувшего во время войны не существует

В октябре в Государственной Третьяковской галерее открылась ретроспектива Василия Поленова. В числе экспонатов в разделе, посвященном художникам его круга, был выставлен «Портрет Е.Татевосяна в бедуинской повязке» кисти Александра Головина, предоставленный частным коллекционером. Вскоре картина была опознана как «Портрет индуса» («Араб»), пропавший из Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова во время боевых действий в 1990-х. Третьяковская галерея, Министерство культуры РФ и владелец (оставшийся анонимным) оперативно разобрались с ситуацией. Уже 29 октября директор ГТГ Зельфира Трегулова, министр культуры Чечни Хож-Бауди Дааев и Ваха Асталов, генеральный директор грозненского музея (ныне — Национальный музей Чеченской Республики), приняли участие в официальной церемонии по передаче картины. Через несколько дней в рамках всероссийской акции «Ночь искусств» она была представлена в музее на почетном месте и вызвала большой интерес посетителей.

Это не первый экспонат с подобной историей в Национальном музее Чеченской Республики. До военного конфликта в его фондах было более 3270 единиц хранения, из них приблизительно 950 картин — сегодня в фондах осталось всего 658 картин. Некоторые работы были официально увезены в Москву на реставрацию, из их числа уже вернулась 51 картина, в том числе Ивана Айвазовского, Петра Захарова-Чеченца, Архипа Куинджи. В 2002 году в ГТГ прошла выставка «Вернем Грозному музей», где было представлено 42 отреставрированных предмета. В хранилище РОСИЗО в Москве до сих пор, ожидая своей очереди, находится 61 картина. 27 октября Хож-Бауди Дааев встретился с директором департамента музеев Минкультуры РФ Владиславом Кононовым, чтобы обсудить планы по их возвращению в Грозный.

Гораздо сложнее пути, которыми в музей возвращаются картины, исчезнувшие нелегально. Их всего 25. В родном учреждении для них даже придумали специальный цикл выставок «Возвращенный раритет». Самая громкая история — с портретами супругов Зубовых, пропавшими в 1995–1996 годах. Пропажа вскрылась в 2001 году. Тогда «Портрет графа Николая Зубова» кисти Степана Щукина (?) и изображение его жены Натальи, дочери Суворова, работы Александра Молинари всплыли на лондонских торгах Sotheby’s (с эстимейтом $88,5 тыс. каждый). Произведения не числились в международном розыске, поскольку уголовного дела о разграблении музея еще не было возбуждено. Их опознали, успели снять с торгов и в 2002 году в результате мер, принятых по линии НЦБ Интерпола, вернули в Россию. На аукцион портреты передал гражданин Франции, а цепочку продаж удалось проследить до покойного немецкого бизнесмена, в 1990-е участвовавшего в строительстве супермаркетов в Москве. По слухам, добросовестный француз отказался еще от трех картин, пришедших к нему из того же источника.

Теневым продажам способствует то, что единой онлайн-базы (или хотя бы полной картотеки) исчезнувших картин до сих пор нет. В каталоге Росохранкультуры опубликовано около сотни репродукций, причем некоторые очень плохого качества — все, что тогда удалось найти составителям. В Реестре пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей Минкультуры фигурируют словесные описания и размеры. Кстати, «Портрет Е.Татевосяна в бедуинской повязке» там был, но под другим названием — и не догадаешься без картинки. Сейчас у исследователей есть сведения, причем разного уровня качества, примерно о половине разыскиваемых работ.

В дальнейшем главным источником находок стали обычные оперативно-разыскные действия российской полиции. В 2002 году в городе Арсеньев Приморского края один человек выставил на продажу за $30 тыс. работу Константина Маковского. Продавца нашли, он добровольно передал картину оперативникам — это оказался «Портрет барона Рокоссовского» (1867), — и рассказал, что приобрел его в 2000 году всего за $200. Происхождение полотна было неясным, и Приморская картинная галерея, куда сначала попала эта находка, даже надеялась оставить ее себе. В 2008 году полицейские нашли в Москве «Мальчика с книгой» Василия Тропинина, его передали на временное хранение в музей-усадьбу «Останкино». После восьмилетней экспертной и юридической волокиты картина приехала в Грозный. А в 2012 году в Краснодаре во время обыска в квартире пенсионера, который подозревался в торговле холодным оружием, была найдена картина XIX века «Горец с лошадью» кисти Петра Колчина. В музей она вернулась в 2015 году. «Тогда же, в 2012 году, к нам поступила информация из Южного управления культуры Министерства культуры РФ об обнаруженной у того же фигуранта в Краснодаре другой картине из грозненского музея, того же автора и также объявленной в розыск, — „Веселый грузин“. Однако продолжения данная тема не получила», — рассказал нам директор музея Ваха Асталов. Это самые громкие из находок, прочие картины из числа «Возвращенных раритетов» — работы местных живописцев.

И наконец, возвращение только предстоит одному из самых крупноформатных экспонатов — полотну Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» (1886). Гигантский сверток долго возили в БТР, а найден он был в 2000 году, когда картину для продажи пытались вывезти в Турцию через Азербайджан. Годы она находится во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря, где на ее восстановление рассчитывают потратить еще около трех лет.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+