18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В репинские «Пенаты» пришла прокуратура

Прокуратура в ходе проверки усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» установила, что у музея нет ни документации, ни средств на реставрацию и ремонт. В музее надеются попасть в федеральную целевую программу и привлечь внебюджетные средства

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, филиалом которого являются «Пенаты», после проверки получил от прокуратуры Курортного района Петербурга письмо, в котором надзорные органы указали на многочисленные нарушения. Как выяснила прокуратура, в год юбилея Ильи Репина не нашлось средств для сохранения его знаменитой усадьбы. Кроме того, вызвало вопросы выполнение охранных обязательств этого памятника федерального значения.

Плохое состояние фасадов и внутренних помещений, облупленная краска, гниющее дерево — эти и многие другие признаки запустения в одной из самых известных усадеб в пригородах Петербурга установили проверяющие. А ведь «Пенаты» — еще и один из самых посещаемых туристами объектов в курортной зоне вокруг города. Так что средства на охрану усадьба вполне могла бы и заработать за многие десятилетия своего существования.

Как рассказал нам Алексей Мудров, директор Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, о печальном состоянии усадьбы Репина известно уже не первый год. Фактически с 1962 года, когда «Пенаты» открылись как музей, ни главное здание, ни другие усадебные постройки не реставрировались.

— «Пенаты» как филиал музея Академии художеств мы получили только в 2017 году, до этого они были в непосредственном подчинении Академии, которая ни разу за все годы их не реставрировала, — рассказал Алексей Мудров. — К сожалению, возможности получения финансирования в рамках юбилейного года Репина тоже не были использованы: финансирование на юбилейные даты надо было выбивать года за четыре до юбилея, «Пенаты» тогда находились в подчинении Академии, но уже шла речь о переподчинении усадьбы, и это, видимо, сыграло в судьбе памятника не лучшую роль. Поэтому к юбилею музея документация отсутствовала, и реставрацию не начали. Но мы сейчас активно продолжаем бороться за сохранение «Пенатов».

По словам Алексея Мудрова, сейчас его ведомство подало заявку на включение финансирования проектно-сметной документации по реставрации «Пенатов» в Федеральную целевую программу «Развитие культуры и туризма». На разработку этой документации потребуется около 4,5 млн руб. Если «Пенаты» попадут в ФЦП, то в следующем году будет разработан проект, а еще через год начнутся реставрационные работы.

В особенно тяжелом состоянии на территории усадьбы находится Башня Шахерезады — двухъярусная смотровая площадка в самой высокой точке парка. По словам нынешней заведующей «Пенатами» Татьяны Бородиной, внебюджетные средства на ее реставрацию и капитальный ремонт уже нашлись, сейчас вопрос за проектно-сметной документацией. Алексей Мудров рассказал, что для ее разработки музей также привлек внебюджетные средства, и уже весной 2020 года начнется реставрация Башни Шахерезады. Кроме того, по словам директора, Минкультуры РФ поддержало «Пенаты» и выделяет средства на установку новой системы противопожарной сигнализации, работы по ней планируется начать в феврале 2020 года.

А уже с 9 декабря этого года изменится структура руководства «Пенатами». Нынешняя заведующая Татьяна Бородина возглавит научно-просветительский отдел и будет заниматься научной работой.

— Должность заведующего я сейчас взял на себя, — рассказал Алексей Мудров. — Это позволит научным сотрудникам полностью посвятить себя профессиональной деятельности.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+