18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

За гробовой доской: мучения грешников и отдых праведников

№78
Материал из газеты

Музей Андрея Рублева представляет выставку «Другое измерение» про смерть и загробную жизнь

Важнейшие сюжеты в любой из религий — смерть и загробная жизнь — собственных тематических выставок удостаиваются редко. Издержки современной атеистической эпохи, которая, не получив от религии инструментов смирения со смертью, старается этой пугающей темы избегать. Проект в Музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева заполняет эту лакуну самой что ни на есть ортодоксальной формой — показом того, как изображали смерть в христианском искусстве. То есть старались ее понять и вообразить, путем познания контролировать ее и не бояться, готовясь к загробной жизни. 
Перед зрителем предстанут иконы и рукописные книги, а также западноевропейские гравюры (оказывавшие влияние на православное искусство). Произведения из фондов самого музея, из Государственной Третьяковской галереи и Российской государственной библиотеки, а также из частных собраний и церквей, например собрания русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, покажут, как душа человеческая расстается с телом, как ее забирают ангелы или бесы и что происходит с ней дальше. 

Около 100 произведений рассказывают о главном лице христианской истории и Его Воскресении, а также о последних минутах святых и обычных людей, как праведников, так и грешников. На иконе «Образ предсмертного покаяния» предстает умирающий, над которым проводят положенные обряды, а гравюра «Плачу и рыдаю егда помышляю смерть» на текст стихеры из заупокойного канона демонстрирует размышления верующего над скелетами и гробами. 

Впервые выставлена датированная и ранее не экспонировавшаяся шитая плащаница «Христос во гробе» (1731) Устиньи Лихаревой из собрания музея. «Памяти смертной» как подготовке к переходу в загробную жизнь посвящена картина из Егорьевского художественного музея, где изображен усопший иеромонах Нафанаил, насельник Задонской пустыни, тело которого положили в гроб, подготовленный им самим за десять лет до кончины. Выставка рассказывает и о том, что происходит с душой на том свете: мучения грешников в преисподней или отдых праведников в райском саду — весь спектр того, чего ожидают православные после своей смерти.

Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве
22 ноября – 26 января 2020

Самое читаемое:
1
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
2
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
3
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
4
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
5
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+