The Art Newspaper Russia
Поиск

Приобрети, потом отдай — или продай

Сформировать художественную коллекцию с нуля и избавиться от накопившегося в ней «балласта» — в определенном смысле это две стороны одной медали

Сопоставление книги об обучении музейному делу с книгой, посвященной изъятиям произведений из музейных коллекций, возможно, выглядит странно, но у этих работ гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Главная тема обоих изданий — формирование и развитие коллекций художественных музеев. В книге Салли Энн Данкан и Эндрю Макклеллана «Искусство кураторства: Пол Сакс и учебный курс музейного дела в Гарварде» говорится о навыках приобретения великих произведений искусства. А в труде Мартина Гаммона «Изъятие и связанное с этим недовольство: История критики» рассматривается выработка стандартов, по которым из коллекции могут изыматься произведения с целью улучшения ее качества. 

«Искусство кураторства» — всеобъемлющее исследование учебного курса по музейному делу, который в 1921–1948 годах в Художественном музее Фогга в Гарварде читал Пол Дж. Сакс, представитель семьи банкиров Голдман-Сакс. То было самое благоприятное время для подобной деятельности. Сакс предугадал необходимость профессионального образования руководителей музеев, приходящих на смену прежним любителям — плохо подготовленным, хотя и полным благих намерений. Он учил своих студентов согласовывать инструменты исторического исследования, провенанс (происхождение и бытование экспонатов), науку реставрации и консервации художественных произведений и их оценку на рынке. Те же самые навыки, впрочем, можно было применить и к отбору для изъятия из коллекции малозначительных произведений, которые были подарены или куплены при менее проницательных предшественниках.

Как раз подобные вопросы освещены в книге Мартина Гаммона, в прошлом представителя лондонского аукционного дома Bonhams в Нью-Йорке, а теперь музейного консультанта. Гаммон основывает свою работу на конкретных ситуациях, возникших главным образом в результате противоречий в изъятиях. Этот неологизм впервые появился в 1940-х годах и закрепился как юридический термин в 1970-х. Автор прослеживает происхождение музейных изъятий и рассматривает всевозможные спорные вопросы, с ними связанные. Попутно он проводит различие между британскими и американскими условиями. Мы обнаруживаем, в частности, что в Великобритании музейные предметы считаются предназначенными для «общественного блага», тогда как в США они рассматриваются как «публичный траст». 

   В более широком смысле исследователь убедительно доказывает, что изъятие не только законно, но и является весьма важным аспектом развития коллекций, особенно в Соединенных Штатах. Большинство музеев этой страны возникли из частных собраний, в которых небольшое число ценных предметов утопало в обилии подделок, неверно атрибутированных или второсортных произведений. По мере того как совершенствуются стандарты и приоритеты существующих коллекций, последующие поколения кураторов признают необходимость изъятия из музейных собраний второстепенных экспонатов ради приобретения более подходящих.

Просмотры: 2578
Популярные материалы
1
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
2
Арт-рынок на перепутье между старыми и новыми именами
Сможет ли портрет Боттичелли, выставленный на торги за $80 млн, стимулировать спрос в верхнем сегменте рынка? Или первенство останется за современным искусством и новыми именами?
19 января 2021
3
Не ведитесь: фейковые новости о музеях
Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет.
22 января 2021
4
Искусство в галереях
Самое время со всеми мерами предосторожности прогуляться по новым, только что открывшимся выставкам в московских галереях. Представляем проекты, которые стоит посмотреть.
20 января 2021
5
Спектакль «Семь дней в совриске» стоит выеденного банана
Такое событие, как новый спектакль «7 дней в совриске» в Театре наций, мы не могли пропустить — хотя бы потому, что в этой сатире на современное русское искусство звучит и название нашей газеты. Главный редактор Милена Орлова делится впечатлениями.
18 января 2021
6
В Третьяковке показывают Фалька, каким он был
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее — первая и долгожданная большая ретроспектива классика отечественного искусства. Она дает возможность увидеть, как менялся художник, и по-настоящему понять его.
22 января 2021
7
Неизданная обложка комикса о Тинтине продана за рекордные €3,2 млн
Организация, управляющая наследием Эрже, раскритиковала продажу рисунка с Тинтином для обложки альбома «Голубой лотос» 1936 года.
18 января 2021
8
Выставка «Невинные шалости. #Технорококо» проходит в галерее JART
В московской галерее JART открылась выставка молодого художника Владимира Карташова «Невинные шалости. #Технорококо. Праздник — стиль — манифест». Куратором этого проекта на стыке искусства и театра выступил Сергей Хачатуров.
18 января 2021
9
Google Arts & Culture запустил проект о сокровищах Египта
Создатели новой онлайн-платформы стремятся рассказать об объектах, традиционно являющихся предметом научного изучения, в доступной и интересной форме.
19 января 2021
10
Стеклянный занавес
Основатель и многолетний главный редактор газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс рассказала Russian Art Focus, что нужно делать российским художникам, чтобы прославиться за рубежом.
19 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru