18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

От корзины до башни: путь инженера Шухова

№77
Материал из газеты

Музей архитектуры анонсировал выставку соавтора Киевского вокзала и ГМИИ им. А.С.Пушкина как «крупнейший показ творчества Шухова за последние 25 лет»

Талантливейший русский инженер Владимир Шухов (1853–1939) был автором многих изобретений, его вклад в развитие отечественной промышленности огромен, но и в культуру значителен. Музей архитектуры анонсировал его выставку как «крупнейший показ творчества Шухова за последние двадцать пять лет». И материала для такого показа собрано из музеев и архивов достаточно — на семь залов анфилады особняка на Воздвиженке. 

Самое известное его сооружение — Шуховская башня на Шаболовке, московская достопримечательность и памятник русского авангарда. Она по многим параметрам символ своего времени: от гиперболоидной формы, изобретенной Шуховым и отвечающей идеалам функционализма, до обстоятельств строительства (была задумана выше Эйфелевой, построена почти вдвое ниже — 160 м, но все равно была самой высокой в стране; металл был использован плохого качества, во время строительства в 1921 году случилось обрушение, за что Шухов был обвинен в саботаже и приговорен к расстрелу, но по окончании работ прощен. 

Впервые примененные Шуховым гиперболоидные конструкции и сетчатые перекрытия — центральный сюжет выставки. Гиперболоидные конструкции, идею которых инженеру подсказали плетеные корзины, показаны в развитии — от первой башни на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде до радиобашни на Шаболовке, а всего их по шуховским проектам было создано 40. Сводчатые конструкции подробно рассмотрены на примере цеха металлургического завода в Выксе (работа 1897 года).

Отдельная тема — вклад Шухова в развитие российской нефтяной промышленности. В 1897 году он руководил строительством первого в стране нефтепровода от места добычи до Баку. Придумал цилиндрические резервуары для хранения нефти, впервые разработал установку для крекинга. Стальные нефтеналивные баржи тоже его изобретение.

В экспозицию включены также проектные материалы, чертежи, макеты, фотографии. Кое-что показано впервые.

собенность конструкций Шухова — их эстетичность. «Что красиво смотрится, то прочно», — говорил он. Функционализм, требующий слияния формы и функции, у истоков которого стоял Шухов, развивается до наших дней — этому развитию посвящен заключительный раздел выставки. Он демонстрирует пространственные конструкции и сводчатые перекрытия в современной архитектуре. «Шухов. Формула архитектуры» — международный проект, в нем приняли участие немецкие и швейцарская институции.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Шухов. Формула архитектуры 
22 октября – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+