The Art Newspaper Russia
Поиск

В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи

Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга

Реставрационные работы в церкви Благовещения идут уже более 20 лет, но только недавно специалисты приступили к работе в нижнем храме. И практически сразу сделали неожиданное открытие: в алтаре на купольном своде, под слоями более поздней штукатурки и краски, сохранилось изображение Новозаветной Троицы, а в арке — фигура архангела. Это не фресковая (темперно-клеевая), а масляная живопись, сделанная в технике «гризайль» (от фр. grisaille — серый, вид живописи, выполненный тоновыми градациями одного цвета). Как считают специалисты, роспись выполнена предположительно в первой трети XIX века.

По словам художника-реставратора Николая Михайлова, уникальность находки еще и в том, что на стенах церкви сохранились не только сюжеты, но и фоны. «Фон является неотъемлемой частью живописи, он также сохраняет характер времени, — объясняет Николай Михайлов. — Поначалу у специалистов были сомнения, сохранилась ли вообще здесь живопись. Тогда было принято решение во время штукатурных работ провести послойные контрольные расчистки. Меня удивляет и радует, что в храме такая большая сохранность живописных фрагментов».

Храм Благовещения на 8-й линии — одно из самых заметных исторических сооружений Васильевского острова. Церковь строилась с 1749 по 1763 год, предположительно по проекту и под руководством архитектора Джузеппе Трезини. Внутреннее пространство церкви изначально было разделено на два этажа: нижний храм во имя Благовещения, верхний — во имя Воскресения Словущего, с 1796 года — Крестовоздвиженский. В XVIII веке молиться сюда приходили поэт Василий Тредиаковский и выдающийся русский ученый Михаил Ломоносов. На территории возле церкви находились захоронения первостроителей Петербурга, несколько лет назад их останки перенесли на одно из петербургских исторических кладбищ.

В 1922 году здание было отнесено к 1-й категории охраны как архитектурный памятник Елизаветинской эпохи. В 1922–1924 годах его постигла участь всех церквей советской России: ценности были вывезены, а сама церковь закрыта. В 1936 году нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе и нарком обороны СССР Климент Ворошилов обратились с секретным письмом к председателю ЦИК СССР Михаилу Калинину: «Особое конструкторское бюро ВОТИ в Ленинграде должно в настоящий момент производить сборку

громоздких объектов большого оборонного значения. Ввиду временного характера работ строить специальный цех большой площади нерационально, поэтому просим передать ОКБ церковь Благовещения на Васильевском острове, которая вполне подходит для этой цели». В результате пространство храма разделили дополнительными перекрытиями, верхние этажи нарезали на кабинеты, внизу установили станки, электрощитовую и водораспределительный узел. Во время Великой Отечественной войны здание еще пострадало: в 1943 году прямое попадание снаряда разрушило колокольню, купол и крышу, одна из капитальных стен дала трещину. В 1950-е годы храм был отреставрирован. В 1994 году его передали РПЦ.

«В советское время с храмами разные пользователи обращались по-разному: где-то живопись целенаправленно сбивали вплоть до кирпичных стен, где-то закрашивали, — рассказал Сергей Макаров, председатель петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). — Безусловно, с теми фрагментами, которые были закрашены, работать легче: сейчас специалисты удаляют более поздние окрасочные слои и раскрывают ту красоту, которая находится под ними. Мы сохраним всю историческую роспись этого уникального храма».

Работы по расчистке, укреплению и консервации живописи проводятся бригадой художников-реставраторов «Петербургской реставрационной компании» под контролем специалистов КГИОП. С 2004 по 2019 год из средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП на реставрацию церкви выделено более 230 млн руб., восстановление иконостаса осуществляется на пожертвования благотворителей. Сейчас реставраторы завершают первый этап работ со вновь найденными фрагментами — расчистку и укрепление; кроме того, с помощью специальных инъекций они укрепляют и весь штукатурный слой.

Просмотры: 4772
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru