18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Глубины Кремля откроются его посетителям в 2020 году

№77
Материал из газеты

Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов рассказал о новом археологическом музее на заповедной территории

Главгосэкспертиза РФ одобрила проект археологического музея на территории Кремля. Его должны создать в 2020–2021 годах там, где сейчас находится парк, разбитый на месте снесенного в 2016 году 14-го административного корпуса. Который был построен в начале 1930-х годов на месте, где прежде стояли снесенные в 1929–1934 годах Чудов и Вознесенский монастыри и Малый Николаевский дворец. Новый музей позволит буквально погрузиться в историю этого места еще глубже — до железного века.

Профессор, доктор искусствоведения Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Кремля, участник разрабатывающего проект коллектива, присутствовал на многочисленных заседаниях, где определялась судьба кремлевской территории между Спасскими воротами и Сенатским дворцом. Он не был сторонником сноса 14-го корпуса, считал, что так будет нанесен урон державному образу центра государственной власти. Но уверен, что создание музея, законсервировавшего археологический раскоп, — наилучшее, оптимальное решение для этого места. 

После того как административный корпус был снесен, возможность воссоздания взорванных на его месте построек обсуждалась на самом высоком уровне. В результате возникло решение, сторонником которого был и Баталов. «Материалов, которые помогли бы адекватно восстановить все постройки монастырей, просто не существует, — рассказал он нашей газете. — Обмеры собора Чудова монастыря погибли вместе с ним, в момент взрыва, даты которого не были известны. Обмеры фасадов и план собора Вознесенского монастыря есть, но интерьер был обмерен фрагментарно. Вообще, монастыри — сложные комплексы, и точных обмеров их построек или чертежей не существует. Так что при воссоздании всего ансамбля мы бы получили огромный новодел на территории подлинного памятника мирового значения. И эти приблизительно исполненные подобия исторических зданий вступили бы в визуальный конфликт со всем Кремлем. Так что было принято разумное решение — провести на месте 14-го корпуса подробное археологическое исследование, что и было сделано Институтом археологии. Таким образом, был исследован малоизученный участок Кремля». 

Баталов подчеркивает, что археологические раскопки в Кремле до 1990-х годов никогда не носили систематического характера. Кремль, напоминает он, — это «Москва, не замок великого князя, а город, о котором говорят летописи, там вершилась история русского государства». В результате работ археологов были раскрыты фрагменты фундаментов построек Чудова монастыря и его некрополь, а также следы городской застройки, на месте которой возник монастырь. На этой же территории найдены следы железного века, дьяковской культуры, одного из первых поселений на Боровицком холме. Нашлись остатки построек, предшествующих пожару 1238 года, то есть разгрома Москвы Батыем. «Мы видим, что в этой части Кремля была достаточно плотная застройка, некрополь Чудова монастыря перекрывает слой города, то есть монастырь возник не на пустом месте. Для истории Москвы это очень важно», — объясняет Баталов.

Новый музей на территории археологических изысканий, в сущности, и есть законсервированный раскоп. Музеефикация его была сложной задачей, для ее решения привлекли специалистов разного профиля: инженеров-реставраторов, экспертов по грунтам и основаниям, технологов. У проекта музея нет одного автора, он плод коллективный, над которым работали такие известные и уважаемые в профессии люди, как археологи академик Николай Макаров, Ася и Николай Коваль, музейные художники Александр Конов и Олег Ковалевский, архитектор-реставратор Евгений Кокорев, директор Центра имени Грабаря Дмитрий Сергеев, его сотрудники — реставраторы по белому камню и сам Баталов. «Мы все эти годы еженедельно собирались и обсуждали принимаемые решения, привлекая специалистов в разных областях. Это очень сложный музей и в одном аспекте новаторский: впервые в Москве на такой огромной площади сохранили подлинный раскоп».

В ответ на опасение, что обещанные проектом входная зона и мультимедийные инсталляции превратят раскоп в аттракцион, как это случилось в Зарядье, Баталов заверяет, что они не будут превалировать над подлинными экспонатами, а только будут выполнять вспомогательные функции. «Мы все: и руководство, и исполнители — договорились, что этот музей не будет театром. Идея музея в том, что сама территория является экспонатом за горизонтальной витриной, по которой идут зрители. И весь наш большой коллектив добивался максимальной незаметности входа в музей. Он будет адаптирован к сложившемуся историческому ансамблю и не помешает его восприятию. Но зритель должен понимать, что он видит, компьютерная реконструкция ему в этом поможет. Вот вы смотрите на селадоновую чашу из Китая, поскольку Китай того времени — это территория Золотой Орды, с которой Москва торговала. Но это осколок, и мы показываем реконструкцию этой чаши, неназойливо демонстрируя связь фрагмента и целого. Кстати, все найденные предметы были отреставрированы в Центре имени Грабаря». 

Посещение музея будет возможно только небольшими группами и с экскурсоводом. Реализацией проекта занимается Управление делами президента РФ. После завершения работ археологический музей войдет в состав объединения «Музеи Московского Кремля». 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+