18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Искусство проверят по пятому пункту

№77
Материал из газеты

В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег

Крупнейший финансовый аналитик, компания Deloitte давно занимается исследованием инвестиций в искусство. На 12-й по счету конференции, посвященной искусству и финансам, которая пройдет в Монако 14 октября, будет представлен уже шестой отчет Art & Finance Report, созданный в сотрудничестве со специализированным аналитиком Art Tactic.

Главными темами отчета и конференции будут структурирование коллекций произведений искусства в эпоху большей прозрачности и прогноз будущего арт-рынка к 2030 году. Также обсудят то, какое влияние окажет на глобальный рынок искусства попытка его регулировать — речь идет о так называемой Пятой директиве по борьбе с отмыванием денег, принятой Европарламентом и вступившей в силу 9 июля 2018 года. Страны — члены ЕС должны интегрировать положения этой директивы в свои национальные законы к 20 января 2020 года.

Идея контроля и регулирования сделок с искусством возникла в Евросоюзе еще в 2016 году после скандала с «панамскими архивами». Цель директивы — повышение прозрачности финансовых транз­акций и требование к банкам и посредникам проверять личность клиентов и сообщать о любых подозрительных действиях, в том числе с произведениями искусства. Теперь для совершения любых сделок на сумму €10 тыс. и более, независимо от способа оплаты (кредитная карта, банковский перевод, чек или наличные), необходимо предварительно проверить личность клиента, а также источник происхождения его средств. Кроме того, на торговцев искусством, будь то галерея или аукционный дом, наложено обязательство предоставлять государственным органам информацию обо всех таких сделках и клиентах, а также устанавливать реальные стороны сделки и проверять полномочия посредника.

Разумеется, ужесточение правил вызвало недовольство в рядах арт-дилеров. Так, Международная конфедерация арт-дилеров и антикваров (CINOA) выступила против применения директивы к арт-рынку, поскольку это создает дополнительные бюрократические сложности для малых предприятий. Дилеров не устраивает порог в €10 тыс.: большинство сделок с искусством заключается именно в этом, нижнем ценовом сегменте. Кроме того, в CINOA задаются вопросом, каким образом можно контролировать продажи через интернет, когда галерея или аукционный дом не могут лично увидеть документы, удостоверяющие личность нового клиента. 

Председатель Британской федерации по торговле искусством (BAMF) Энтони Браун говорит, что у него нет возражений против нового закона, однако «главная задача BAMF теперь заключается в тесном взаимодействии с правительством, чтобы минимизировать административное воздействие на малые предприятия». По его словам, так как новая директива охватывает все способы оплаты, а не только наличные, это переводит практически всех членов BAMF в регулируемый сектор. 

Возникает вопрос, как новые законодательные нормы повлияют на коллекционеров из России, приобретающих произведения искусства в Европе. Пятая директива обязывает европейских продавцов, будь то галерея, аукционный дом или арт-дилер, запрашивать информацию об источнике средств и источнике происхождения средств своих клиентов в случае, если клиент происходит из третьей страны с высоким уровнем риска. Вероятность того, что Россия будет рассматриваться именно так, велика. 

По словам адвоката Ксении Куликовой, специалиста юридической фирмы «Пепеляев Групп», ужесточение правил проведения сделок с искусством окажет серьезное влияние как на продавцов, так и на покупателей, а результатом нововведений станет доступность для гос­органов информации о любой сделке, ее цене и реальных сторонах. Стоит учитывать то, что при подозрении в незаконности происхождения средств одной из сторон сделки могут быть применены такие меры, как замораживание, арест и конфискация активов (денежных средств, направленных на оплату произведения) или самого предмета искусства. 

«Несмотря на то что обязанность проводить сбор информации о сторонах сделки и источниках их средств возложена на европейских арт-дилеров, для минимизации рисков при совершении крупных сделок в ЕС российским коллекционерам не стоит пренебрегать принципом ра­зумной осмотрительности», — подчеркивает Ксения Куликова. Она советует уделять больше внимания содержанию договоров и обязательно проверять информацию, которую предоставляет о себе покупатель или продавец, в том числе об источнике его благосостояния, а также учитывать, что в разных странах Евросоюза регулирование сделок с искусством может иметь специфику.

Своим видением проблемы поделилась коллекционер Инна Баженова, издатель международной сети изданий об искусстве The Art Newspaper, медиапартнера конференции в Монако. «Несомненно, если это положение будет скрупулезно выполняться, оно не может не повлиять на российский арт-рынок, — сказала она. — По моим наблюдениям, рынок искусства в России не задействован для отмывания денег, по крайней мере широко. Но, как правило, коллекционеры не любят афишировать свои приобретения в полном объеме. Российский рынок искусства и так страдает из-за значительной изолированности от европейского и общемирового рынка. И дополнительный барьер со стороны аукционных домов и других продавцов искусства может снизить активность российских покупателей и еще сильнее отделить локальный рынок от общеевропейского. Но в целом я за прозрачность арт-рынка и исключение манипуляций, искажающих объективную картину рынка». 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+