18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Рембрандт: вечная инвентаризация

№77
Материал из газеты

4 октября исполняется 350 лет со дня смерти Рембрандта. К этой дате Эрмитаж отреставрировал и показывает «Падение Амана», а хранитель голландской живописи Ирина Соколова рассказала нам об особенностях изучения творчества гениального живописца

В годовщину смерти великого лейденца Эрмитаж проводит выставку «„Падение Амана“. Картина Рембрандта в зеркале времени». Это своего рода оммаж одному-единственному произведению. Впрочем, упомянутое полотно — лишь пример, отсылающий к богатому собранию голландского искусства: 255 лет назад произведения Рембрандта, а также Рубенса, Халса, Йорданса, ван Дейка и других живописцев голландско-фламандской школы из собрания Иоганна Эрнеста Гоцковского составили первую в России музейную коллекцию.

Насколько голландская коллекция Эрмитажа сопоставима с аналогичными европейскими собраниями? 

В 2017 году, когда в Амстердаме открылась выставка «Голландские мастера из Эрмитажа. Сокровища царей», мы еще раз убедились в том, что наша коллекция пользуется огромным интересом и коллег, и зрителей. Представляете, каково было ехать с ней в Голландию? Это как в Тулу со своим самоваром! Но количество посетителей нашей выставки побило все рекорды посещаемости Эрмитажа на Амстеле (музей на реке Амстел в Амстердаме в 2009 году стал филиалом Эрмитажа. — TANR). Коллекция очень высокого уровня, особенно если учесть, как она пострадала во время распродаж 1920–1930-х. Сейчас это более 1,5 тыс. работ голландских мастеров XVII–XVIII веков. В мире мало музеев, которые владеют такого уровня коллекциями.

Сколько всего работ Рембрандта в Эрмитаже? 

В XVIII веке считалось, что Екатерина II владела 59 картинами Рембрандта. Потому что тогда многие работы его учеников шли под именем мастера. Ведь Рембрандт был не только выдающимся живописцем и графиком, но и замечательным учителем. Преподавать он начал очень рано, в 1620-х годах в Лейдене, и его первый ученик, Герард Дау, был всего на семь лет младше наставника. А самый поздний, Арент де Гелдер, учился в 1660-х. Всего в мастерской Рембрандта было воспитано почти 50 живописцев. Они перенимали манеру учителя, начинали как подражатели, потом шли своим путем. Только в XIX, и особенно в XX веке, когда начались серьезные исследования его творчества, авторство многих полотен пересмотрели. Оказалось, что среди «картин Рембрандта» много работ его учеников — и в Эрмитаже, и во всех музеях мира. Правда, теперь идет обратный процесс…

Рерембрандтизация?

Да, потому что оказалось: не только исследования живописной поверхности, но и материалы, происхождение, пребывание картины в различных собраниях — все это играет огромную роль в атрибуции его полотен. Первые суждения команды рембрандтовского проекта (Rembrandt Research Project, группа ученых, образованная в 1968 году для исследования творческого наследия Рембрандта с целью проверки подлинности картин, которые ему приписывались. — TANR) были довольно категоричными. В первом и втором томах A Corpus of Rembrandt Paintings, фактически каталога-резоне Рембрандта, высказывались серьезные сомнения и насчет некоторых картин из собрания Эрмитажа. Но уже в последующих томах этим полотнам было возвращено авторство мастера. Процесс изучения живописи вообще бесконечен. 

Разве Рембрандт не ставил подписи на свои работы?

Конечно, ставил. Но он мог поставить свою подпись и на работу ученика, если считал, что она достаточно хороша. Известно, что он нередко исправлял и даже дописывал картины своих учеников…

Значит, цифра 23, о которой сообщает сайт Эрмитажа, не окончательная?

У нас действительно 23 живописных полотна, но процесс изучения продолжается и сомнения остаются. Хотя я считаю, что все эти работы — Рембрандт, потому что без него они бы не появились на свет. Например, одна из картин, которую мы представляем в этом году на выставке, в XVIII–XIX веках считалась произведением Рембрандта, позже эксперты решили, что она относится к работам его школы, и ее практически забыли. Маленькая очаровательная картина изображает молодую женщину, стоящую перед зеркалом. До конца XIX века она считалась парной к рембрандтовской «Женщине, примеряющей серьги», их даже выставляли в Императорском Эрмитаже рядом. Мы к выставке ее отреставрировали, сняли толстый слой грязного желтого лака, старые реставрационные ретуши — и случилось новое открытие: под записями обнаружились подпись Фердинанда Бола, ученика Рембрандта, и дата — 1641 год. Кстати, в Копенгагене находится такая же работа, написанная фламандским художником, — по всей видимости, копия эрмитажной. Так что процесс познания вселенной по имени Рембрандт необыкновенно захватывающий, сложный, и сразу делать категорические выводы не стоит.

Графики Рембрандта много в Эрмитаже? 

Да, в 2006 году в Эрмитаже прошла целая выставка его офортов. В собрании также немало гравюр по его картинам. Авторских рисунков немного, но есть. 

Как сейчас себя чувствует «Даная»?

В последние годы картина в стабильном состоянии, за ней ведется постоянное наблюдение. 

В России в частных коллекциях есть Рембрандт?

Об этом не слышала, но работы его школы есть. Хотя почти все коллекционеры считают, что уж у них-то точно Рембрандт!

Видели эти работы?

Только слышала. Владельцы не торопятся приглашать к себе экспертов, но мне это интересно как историку искусства, я не участник антикварного рынка. Российские владельцы ни разу не обращались в Эрмитаж, не предлагали свои работы на выставки. Это и понятно: кому же захочется расстаться с иллюзией, что в его собрании находится полотно великого голландца?!..

Вы готовите полный каталог голландской живописи, два тома уже вышли. Сколько будет всего?

Такого каталога никогда в России не было. Сейчас готовятся третий и четвертый тома, где будут опубликованы произведения Рембрандта и художников его школы. До революции каталог голландцев составлял Андрей Иванович Сомов, в него входило около 600 работ. После революции в Эрмитаж хлынул поток произведений из частных собраний, со всяких складов. Но у сотрудников музея просто не было сил и условий для обработки этого гигантского материала. Тем более что многие вещи шли тогда как работы неизвестных авторов.

Но в каталогах Эрмитажа всегда есть голландская живопись!

Конечно, без нее невозможно представить себе ни один каталог нашей коллекции. Но даже в каталоге западноевропейской живописи в 1980-е годы голландским мастерам уделили совсем немного места. Сейчас мы можем изучать архивы и коллекции всех музеев мира. Я взяла на себя составление этого каталога, хотя понимаю, что достичь идеала невозможно. Мне удалось определить авторство десятков и даже сотен картин, которые прежде считались анонимными. Очень помогло знаменитое бюро историко-художественной информации в Гааге, где я занималась десятилетиями. Наш каталог войдет в научный обиход и России, и всего мира. Надеюсь, что к началу 2021 года рукопись будет завершена. Но работа над творчеством Рембрандта, на мой взгляд, завершится не скоро: невозможно поставить точку в изучении гения…  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+