18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Третьяковка собрала большую персональную выставку Константина Истомина

№77
Материал из газеты

Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает

Надо признать, что с ролью Константина Истомина (1887–1942) в истории нашего искусства связан определенный парадокс. Его имя никогда не вымарывали из официальных хроник, произведения не оказывались под запретом, заслуги признавались — но главным образом педагогические. Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает. Для большинства зрителей Истомин — автор одной картины, «Вузовок» из постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Ликвидировать досадный пробел позволяет персональная выставка в Инженерном корпусе. Здесь собрано около сотни произведений, живописных и графических, в диапазоне от 1910-х до начала ­1940-х годов. И это лишь меньшая часть наследия художника, которое сохранил до лучших времен его верный ученик и соратник Леонид Казенин (1897–1965). Дело в том, что, несмотря на свой достаточно весомый статус, Истомин (одно время даже занимавший должность проректора Вхутемаса) много работал, что называется, в стол, то есть без особых надежд на госзакупки и выставочные комиссии. И все потому, что у него не складывался роман с соцреализмом. 

Несколько лет Истомин писал картину «Восстание румынских крестьян», создал множество эскизов, но так и не окончил свое эпохальное полотно. Сам он впоследствии объяснял это «резким поворотом от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету». Похоже, в этом и заключался подлинный дар Истомина — стать певцом камерности, лирической интимности в противовес громкому пафосу хроникера первых пятилеток. 

Многие истоминские «тихие сюжеты» помещены в интерьер его комнаты с большим окном — вспомнить хоть тех же «Вузовок». Любил Истомин лирические эксперименты и в пейзажном жанре, что тоже не приветствовалось в 1930-е годы. За всем этим стояло, конечно, внутреннее сопротивление художника официальному диктату советской власти, которую Истомин поначалу поддерживал. Но не смог, а может, сознательно не захотел стать глашатаем чуждых ему художественных установок. 

К участию в выставке Третьяковская галерея привлекла всех, кто готов был предоставить свои работы Истомина: Русский музей, художественные музеи Курска, Саратова и Твери, московскую галерею «Ковчег» и ряд частных коллекционеров. 

Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. Цвет в окне
2 октября – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+