18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Русском музее заново открывают живопись Ивана Бельского

№76
Материал из газеты

Реставраторы музея завершают сложную работу над полотнами знаменитого живописца XVIII века. Попутно ему атрибутировали еще восемь произведений, прежде считавшихся анонимными

Вэтом году исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося художника Ивана Бельского. В конце 2019 года Государственный Русский музей планирует открыть в честь юбилея выставку «Художники Бельские». Сейчас реставраторы работают над тем, чтобы вернуть зрителям авторскую живопись, многие годы скрытую под слоями старого лака и поздних записей.

Впервые за всю историю будут представлены работы не только Ивана Бельского, но и членов его семьи — двух братьев и сына. В выставке участвует почти 40 произведений, в том числе из других музеев. По словам Григория Голдовского, заведующего отделом живописи XVIII — первой половины XIX века, специалисты решили не ограничиваться косметическими действиями, а провести полноценную комплексную реставрацию.

Иван Иванович Бельский — один из крупнейших мастеров живописной команды Канцелярии от строений; он оформлял интерьеры Третьего Летнего, Зимнего и Большого Петергофского дворцов, а также ряда церквей. Многие его картины хранятся в ГРМ, и сейчас здесь идет работа по определению авторства еще восьми произведений, считавшихся ранее полотнами неизвестных художников. Они теперь также атрибутируются Бельскому. Среди них — «Взятие Богоматери на небо». В музее есть две композиции с таким названием. Одна, большая (249 х 177 см), — эталон Бельского, вторая, меньшая (87,5 х 52 см), вызывала вопросы, пока специалисты не подтвердили авторство мастера.

Восстановительные работы были поручены Наталии Романовой, ведущему художнику-реставратору высшей категории отдела реставрации масляной живописи. По ее словам, картины находились в очень сложном состоянии: они поступили в музей из нескольких петербургских церквей, где их многократно поновляли, дублировали, покрывали лаком. «В процессе реставрации разносторонне изучаются технологические особенности живописи, удаляются поздние наслоения и открывается во всей красоте авторская живопись, — говорит Наталия Романова. — Проявился авторский колорит, можно изучить пигменты». 

Специалисты обнаружили на малом «Взятии Богоматери на небо» серьезные повреждения холста — и авторского, и дублировочного. По всей видимости, когда-то давно в церкви полотно было повреждено, и, чтобы это скрыть, дублировочный холст отделили от авторского, перевернули и вновь прикрепили к нему обратной стороной. Прорыв авторского холста замаскировали записями, в результате исчезло несколько персонажей, чьи контуры и даже отдельные фрагменты изображений сейчас, после удаления старого лака, стали видны. 

Эталонное большое «Взятие Богоматери на небо» тоже потребовало серьезной реставрации. Посреди полотна есть дыра от пламени свечи, долгое время ее закрывала заплата, сделанная еще в XIX веке. После расчистки на обеих работах небеса засияли голубизной, одежда персонажей стала разноцветной. «Главный принцип нашей работы — послойность и постоянный контроль при помощи ультрафиолетовой люминесценции, — комментирует Наталия Романова. — Что касается утраченных персонажей на одном из полотен, то после расчистки от лака и закрепления авторского слоя вопрос, надо ли их восстанавливать, будет решать реставрационный совет музея». К открытию выставки в конце года завершится реставрация всех полотен Ивана Бельского.  

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+