18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наиболее интригующие проекты национальных павильонов, представленных на биеннале

Осмотреть национальные павильоны в Джардини и Арсенале, главных местах Венецианской биеннале, испытание не из легких. А ведь многие страны-участницы (всего их больше 80) снимают палаццо в городе. Вот те павильоны, что не стоит пропускать.

Австралия
Simryn Gill. «Here art grows on trees»
Австралийская фотохудожница Симрин Джилл ищет поэзию в прозе жизни. Один из ее прошлых проектов состоял в том, что в течение восьми месяцев Джилл, жившая в Малайзии, стучалась в двери к незнакомым людям и просила сфотографировать их гостиные, создав в итоге серию из 258 работ. Представленная на биеннале работа Untitled («Без названия») (2004) — пейзаж, отпечаток с 8-миллиметровой кинопленки. Последний раз австралийская экспозиция будет размещена в павильоне, построенном по проекту Филипа Кокса в 1988 году. К биеннале-2015 должен открыться новый павильон, дизайн которого разработан архитектурной мастерской Denton Corker Marshall.
Павильон станет первым новым зданием, появившимся в Джардини в XXI веке.

Австрия
Mathias Poledna

Уроженец Вены, работающий с начала столетия в Лос-Анджелесе, Матиас Поледна творит преимущественно в жанре видеоинсталляции, на стыке искусства и развлечения, живописи и кинодокументалистики. Среди наиболее известных работ Поледны — инсталляции Crystal Palace (снятая в Папуа — Новой Гвинее на 35-миллиметровую пленку по заказу нью-йоркского Нового музея современного искусства, чикагского Музея современного искусства и лос-анджелесского Музея Хаммера) и запечатленная на 16-миллиметровой пленке Double Old Fashion (посвящена серии хрустальных стаканов по дизайну Адольфа Лооса, инсталляция будет включена в постоянную коллекцию Городского музея Амстердама). По заказу Министерства культуры Австрии издана книга, посвященная 120-летию причастности страны к Венецианской биеннале.
Павильон расположен в Джардини.

Армения
Ararat Sarkissian.
«The Tale of David the Lad and Khandut the Lass»
В творчестве заслуженного художника Армении Арарата Саркисяна отражается история канувшей в Лету великой империи, наследие которой сохранилось тем не менее в национальной культуре. Большое место в работах Саркисяна занимает природа Армении. Он создает книги на самодельной бумаге, шелке, глине (тем же методом, каким древние шумеры запечатлели эпос о Гильгамеше). Представленный в Венеции проект посвящен героям средневекового армянского эпоса Давиду Сасунскому и его жене Хандут-хатун.
Экспозиция Aрмении размещается на острове Святого Лазаря (Сан-Ладзаро дельи Армени) в Венецианской лагуне.

Багамские острова
Tavares Strachan

Министерство туризма Багамских островов представляет на биеннале творчество земляка, получившего образование и живущего в США. Таварес Стрейхан в своем творчестве исследует невидимость, перемещение (как в физическом, так и в метафорическом смысле), способность живой и неживой материи выдерживать неблагоприятное окружение. Его знаменитый проект 2006 года The Distance Between What We Have and What We Want — перемещение 4,5-тонной глыбы льда с ледника Маккинли в США на Багамы, где льдина была выставлена в прозрачном холодильнике в одной из начальных школ Нассау. Прошлогодняя ретроспектива Стрейхана Seen/Unseen была выставлена в Нью-Йорке в помещении, адрес которого не предавался огласке. Посетители на выставку не допускались. Стрейхан некоторое время прожил в России — как курсант центра подготовки космонавтов в Звездном городке.
Павильон расположен в Арсенале.

Бельгия
Berlinde De Bruyckere.
«Kreupelhout — Cripplewood»
Бельгию на биеннале представляет скульптор Берлинда де Брёйкере, изучающая в своих работах жизнь и смерть во всех сочетаниях. Материалы для ее работ — мертвые тела людей и животных, исковерканные и поврежденные, стволы деревьев, шкуры, волосы, воск. Визитная карточка де Брёйкере — отсутствие у ее скульптур органов чувств. У них нет глаз, рта, ушей, носа, нередко отсутствует голова. Одним из кураторов экспозиции является лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Максвелл Кутзее из ЮАР, в «обязанности» которого входит также быть источником вдохновения художницы и ее партнером по диалогу. В прошлом году тандем выпустил книгу Allen Vlees («Вся плоть»), в которой работы де Брёйкере сопровождаются текстами Кутзее.
Павильон расположен в Джардини.

Бывшая Югославская Республика Македония
Elpida Hadzi-Vasileva
. «Silentio Pathologia»
Эльпида Хаджи-Васильева представляет в Венеции проект Silentio Pathologia, смысл которого — отразить маршруты средневековых эпидемий в Европе и их воздействие на жизнь континента (в том числе на жизнь города-государства Венеции) и одновременно выразить озабоченность новыми инфекционными заболеваниями наших дней. В масштабной инсталляции художницы из Македонии использованы такие материалы, как шелк ручной работы, коконы червей-шелкопрядов, шкуры крыс-альбиносов, стальные занавески. Пока еще не решен окончательно вопрос о том, будет ли разрешено присутствие в экспозиции живых крыс.
Павильон Бывшей Югославской Республики Македония расположен в палаццо цеха шерстяников (Scuola dei Laneri).

Ватикан
«Creation, Un-Creation, ReCreation»
Впервые на биеннале можно будет увидеть павильон Ватикана (располагается в Арсенале). Куратор проекта, его высокопреосвященство Джанфранко Равази, председатель папской Комиссии по культурному наследию церкви, не ставил перед международной командой, работавшей над проектом, конкретных задач. Он просил лишь, чтобы их работы были идейно связаны с первыми 11 главами Книги Бытия (от сотворения мира до Вавилонской башни). В дальних планах Ватикана — вернуть себе позицию покровителя искусств, как в те времена, когда по заказам Святого престола работали Микеланджело и Рафаэль.
Ватикан представляют итальянская мультимедийная группа Studio Azzuro, фотограф Йозеф Куделка (известный снимками советских танков в Праге 1968 года) и американский живописец Лоуренс Кэррол.

Великобритания
Jeremy Deller

Великобританию в Венеции будет представлять Джереми Деллер. Одна из наиболее известных его работ — надувной Стоунхендж, который впервые экспонировался в Глазго в 2012 году, а позже был показан гостям Олимпиады в Лондоне и совершил турне по Великобритании. В Новом музее современного искусства в Нью-Йорке Деллер выставлял поврежденный во время бомбежки иракский автомобиль, который затем совершил турне по США в сопровождении жителя Ирака и американского ветерана войны. В недавнем интервью Blouin Artinfo Деллер признался, что не любит Венецию, которая внушает ему чувства раздражения и разочарования, но не сомневается в том, что лучше его никто не сможет представить Великобританию на биеннале.
Павильон расположен в Джардини.

Грузия
Bouillon Group, Thea Djordjadze, Nikoloz Lutidze, Gela Patashuri with Ei Arakawa and Sergei Tcherepnin, Gio Sumbadze.
«Kamikaze Loggia»
«Лоджия для камикадзе» — фотография, давшая название экспозиции Грузии. На ней изображен громадных размеров красного кирпича балкон, опирающийся на железные столбы, самовольно пристроенный к третьему этажу тбилисской «хрущобы». Грузинские художники бросают критический взгляд на социальный, политический и идеологический дискурсы постсоветской Грузии.
Специально к биеннале камикадзе-лоджия будет воссоздана в Венеции, у павильона Грузии в Арсенале.

Израиль
Gilad Ratman.
«The Workshop»
Гилад Ратман, 38-летний израильский мастер видеоарта (самый юный представитель страны за время ее участия в биеннале), работающий у себя на родине и в США, исследует неприглядные аспекты бытия: боль, дикость, агрессию. Он изучает причинноследственную взаимосвязь, грань между реальным и воображаемым мирами, предлагает зрителю видеть мир не таким, каким его пытаются представить массмедиа, ориентированные на сиюминутность. Проект Workshop фиксирует путешествие группы людей из Израиля в Венецию.
Павильон Израиля расположен в Джардини.

Индонезия
Albert Yonathan Setyawan, Eko Nugroho, Entang Wiharso, Rahayu Supanggah, Sri Astari, Titarubi.
«Sakti»
Шакти — женская созидающая сила в индуизме. В индонезийской традиции шакти — божественное начало любого акта творения, невидимая сила, способствующая переменам и возрождению; в современном искусстве Индонезии — то, что объединяет всех художников страны и мира. Альберт Йонатан работает с керамикой, создавая орнаменты из сотен одинаковых фигурок. Среди любимых символов художницы Сри Астари — традиционный саронг и дамская сумочка популярного западного бренда. Энтанг Вихарсо создает громадные скульптурные инсталляции, не отходя далеко от классических традиций.
Павильон Индонезии впервые будет располагаться в Арсенале.

Ирак
Abdul Raheem Yassir, Akeel Khreef, Ali Samiaa, Bassim Al-Shaker, Cheeman Ismaeel, Furat al Jamil, Hareth Alhomaam, Jamal Penjweny, Kadhim Nwir, WA MI (Yaseen Wami, Hashim Taeeh).
«Welcome to Iraq»
Ирак представляют 11 художников. Все они родились и работают в Ираке. Гостей будут угощать традиционным иракским чаем, а также хрустящим печеньем клеча (одним из древнейших блюд, известных человечеству), так что посетителям стоит заранее настроиться на неторопливый просмотр экспозиции. Печенье готовится прямо на месте приехавшей из Багдада мастерицей.
Павильон располагается в Ка’Дандоло, здании XVI века постройки на Большом канале, ранее не использовавшемся для экспозиций биеннале.

Ирландия
Richard Mosse.
«The Enclave»
Фотохудожник Ричард Моссе работает на стыке журналистики и современного искусства. В проекте The Enclave («Анклав») он использовал вышедшую из употребления устаревшую технологию военной аэрофотосъемки на инфракрасную пленку Kodak Aerochrome. В 60-е годы прошлого века она часто использовалась в оформлении музыкальных альбомов для создания психоделических эффектов. «Анклав» — многоэкранная мультимедийная инсталляция, над которой Моссе вместе с телеоператором Тревором Туитином, композитором Беном Фростом и режиссером Мелоди Лондон в течение двух лет работали на востоке Конго, в районах, контролируемых повстанцами.
Павильон Ирландии располагается в здании Fondaco Marcello.

Испания
Lara Almarcegui.
«Lara Almarcegui»
Живущая в Нидерландах испанская художница Лара Альмарсеги занимается исследованием современных городских пространств, акцентируя внимание на бросовых землях, покинутых строениях. Ее интересуют пограничные районы — те места, в которых встречается природа и созданный человеком искусственный мир. Художница известна и публикациями в прессе на тему загрязнения окружающей среды и повторного использования материалов. В 2010-м она выпустила книгу, рассказывающую о загрязнении реки Флашинг в нью-йоркском районе Куинс.
Павильон Испании расположен в Джардини.

Италия
Francesco Arena, Massimo Bartolini, Gianfranco Baruchello, Elisabetta Benassi, Flavio Favelli, Luigi Ghirri, Piero Golia,
Francesca Grilli, Marcello Maloberti, Fabio Mauri, Giulio Paolini, Marco Tirelli, Luca Vitone, Sislej Xhafa.
«vice versa»
В основу итальянского проекта легла концепция итальянского философа Джорджо Агамбена, в соответствии с которой итальянскую культуру следует воспринимать через серию связанных между собой концептуальных противоположностей. Экспозиция располагается в семи комнатах, каждая из которых отдана двум художникам, ведущим творческий диалог. Проект vice versa частично финансировался методом краудфандинга. Желающие могли пожертвовать деньги, получив звание в соответствии с израсходованной суммой (€5 — «сторонник», €80 — «поклонник» и так далее; высшая ступень, при сумме свыше €10 000 — «паладин»).
Павильон Италии расположен в Арсенале.

Канада
Shary Boyle.
«Music for Silence»
Скульптуры Шери Бойль из Канады заставляют вспомнить пословицы про ложку дегтя в бочке меда и семью не без урода. Красивые фарфоровые куколки, одетые в кружева, красиво расписанные, с тщательно проработанными деталями, но у каждой почемуто обнаруживается изъян: то уродливая нога, выглядывающая из-под платья, то лишние глаза и руки, то неестественных цветов грим.
Павильон Канады расположен в Джардини.

Латвия
Kaspars Podnieks, Kriss Salmanis
. «North by Northeast»
Название проекта Каспарса Подниекса и Кришса Салманиса «К северу и северо-востоку» указывает направление движения того, кто хочет попасть из Венеции в Ригу. Направление на Ригу в экспозиции указывает дерево, национальный символ Латвии, раскачивающееся из стороны в сторону — будто дует невидимый ветер (инсталляция Салманиса). На фотографиях Подниекса запечатлена фермерская Латвия. До Венеции совместная выставка Подниекса и Салманиса была представлена в ознакомительных целях в Нью-Йорке.
Павильон Латвии в этом году впервые располагается в Арсенале.

Польша
Konrad Smolenski. «Everything WasForever, Until It Was No More»
Поляк Конрад Смоленски болье всего интересуется звуком. В своем проекте он соединяет эстетику панк-рока с минимализмом. Экспозиция будет состоять из трех элементов. Первый — два 400-килограммовых колокола. У колоколов есть имена — H и B (латинские буквы). Второй элемент — две стены акустических колонок. Трансформированный звук будет направлен на третий элемент — шкафы с закрытыми дверцами, которые будут резонировать под напором звуковых волн.
Павильон Польши находится в Джардини, но колокольный звон, вероятно, будет слышен за пределами павильона. Радует лишь то, что колокола звучат гораздо приятнее, чем хаотические звуки, которыми Смоленски специально терзал публику в прошлом году на Парижской триеннале.

Северный павильон
(Финляндия, Норвегия)

Terike Haapoja. «Falling Trees». Edvard Munch, Lene Berg. «Beware of the Holy Whore: Edvard Munch, Lene Berg and the Dilemma of Emancipation»
Представителей Северной Европы стоит отметить за наиболее провокационное название «Осторожно, святая шлюха!». В этом проекте соединены редко выставляемые работы самого известного норвежского живописца Эдварда Мунка и 25-минутный фильм «Трое молодых отвязных», снятый Лене Берг. В финском проекте, в соответствии с названием, присутствуют деревья, в том числе пять берез, которые переправят из Финляндии и посадят в Венеции. Датчики измерения уровня углекислого газа напомнят посетителям о парниковом эффекте, одном из аспектов взаимоотношений между миром людей и миром деревьев.
Северный павильон располагается в галерее фонда Bevilaсqua de Masa на площади Святого Марка.

Соединенные Штаты Америки
Sarah Sze.
«Sarah Sze: Triple Point»
Скульптор Сара Зе создает свои конструкции из мелочей, купленных в хозяйственных магазинах и магазинах канцелярских принадлежностей: прищепок, лампочек, крышечек, скрепок, всевозможных пластиковых мелочей. Один из ее любимых объектов — лестница (рекомендуем взглянуть на сайт www.sarasze.com). Ее творчество охватывает два пространства, две территории — городскую и домашнюю, стирает грани между внешним и внутренним.
В павильоне США в Джардини Сара соберет новую инсталляцию, а процесс ее создания можно будет увидеть на установленных там мониторах.

Средняя Азия
«Winter»
«Не давайте волкам средь степей пировать!» (в англ. версии «Не позволим старику-зиме праздновать в наших степях!») — под таким девизом на биеннале совместно выступают художники из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В основу проекта легло стихотворение Абая Зима. Цель проекта — визуальное отражение сложных социально-политических процессов в регионе.
Центральноазиатский павильон (жители бывших советских республик Средней Азии немножко подзабыли правильное самоназвание на русском и пользуются калькой с английского) располагается в палаццо Малипьеро.

Турция
Ali Kazma.
«Resistance»
Объектами работ Али Казмы традиционно становятся люди, изменяющие окружающий мир. Видеокамера Казмы следит за руками турецкого бюрократа, умело подписывающего, штампующего и перекладывающего документы; за работой немецкого таксидермиста, изготавливающего чучело барана; за руками французского шеф-повара; за ремесленниками и рабочими на конвейере.
Павильон Турции расположен в Арсенале.

Черногория
Irena Lagator Pejovic.
«Image Think/Pensare attraverso l’immagine»
Работы Ирены Лагатор в прошлом году можно было увидеть на нескольких выставочных площадках России в рамках Дней черногорской культуры. В Венеции художница покажет четыре работы: Further than Beyond; Image Think; Ecce Mundi; Camera Imaginata, объединенные общей мыслью взаимоотношений образа, носителя информации и человеческого тела. Последняя из работ предусматривает вовлечение посетителей в процесс творчества: желающие могут вырезать рисунок Ирены из листа бумаги (и забрать себе на память). Акт вырезания превращает замысел в объект, идеальное — в реальное.
Павильон Черногории располагается в палаццо Малипьеро (нижний этаж).

Эстония
Denes Farkas. «Evident in Advance»
Венгро-эстонец Дэнес Фаркас, работающий в жанре постконцептуализма, представляет проект, над которым вместе с ним работала международная команда, в составе которой были философ, лингвист, писатель и архитектор. В основу проекта легла книга Брюса Даффи (одного из соавторов) The World As I Found It, написанная в 1987 году. Оригинальный текст был преобразован методами архитектуры, геометрии, географии, картографии, лингвистики. В итоге, по замыслу авторов, должна была возникнуть инсталляция, загадку которой нельзя расшифровать до конца.
Павильон Эстонии расположен в палаццо Малипьеро, на втором этаже.

Япония
Koki Tanaka. «abstract speaking — sharing uncertainty and collective acts»
Коки Танака занимается видео, фотографией, инсталляциями, привязанными к определенной локации, художественным вмешательством. Тема, избранная для экспозиции на биеннале-2013, — переосмысление того образа Японии, который она хочет представить миру после землетрясения 2011 года.
Павильон Японии расположен в Джардини.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
5
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+