The Art Newspaper Russia
Поиск

Фестиваль «Haсими — поэзия, искусство, духовность» декларирует культурную свободу и импровизацию

Второй фестиваль «Наcими» в Баку приглашает по-новому взглянуть на культурное наследие Азербайджана

В 2019 году Азербайджан отмечает 650 лет со дня рождения поэта и мыслителя Насими (около 1369 — 1417). В его честь назван фестиваль «Haсими — поэзия, искусство, духовность», который организован Фондом Гейдара Алиева при поддержке Министерства культуры Азербайджана и пройдет в этом году во второй раз.

Инициатором фестиваля стала вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева. Идея создания фестиваля родилась из желания пригласить людей по-новому взглянуть на культурное наследие Азербайджана, понять его глубинные истоки и соотнести с современностью. Как объясняют в оргкомитете, фестиваль рассчитан не на мгновенный эффект, а на долгосрочную перспективу.

Фестиваль носит имя Имадеддина Насими — поэта уникального с точки зрения масштаба, в котором он рассматривает соотношение личности и Вселенной. Конечно, у него есть стихи, сравнимые с произведениями других авторов, стоящих в ряду многовековой традиции мусульманского Востока, но есть нечто, что резко выделяет Насими среди других поэтов и философов. 

Даже не потому, что он исповедовал доктрину хуруфизма и считал, что Бог не вне, а в самом человеке, а также утверждал, что человек и есть носитель божественного. Насими задавал себе вопросы о том, где его место в этом мире. У него много обращений к собственному «я», многие его поэтические строки посвящены проблеме поиска самоидентификации, что звучит очень современно. Не зря его знаменитая строка «Я крупица, я светило» стала эпиграфом фестиваля. 

Без другого поэтического высказывания — «В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь» — не обходится ни одна статья о Насими. Именно поэтому главными чертами фестиваля решено было сделать свободу, импровизацию и отказ принимать  любые ограничения.

Первый фестиваль «Haсими — поэзия, искусство, духовность», прошедший в сентябре 2018 года, охватил различные виды искусства и области знания. В дни фестиваля в Баку, а также на родине поэта — в городе Шамахы (Шемаха), бывшей столице государства Ширваншахов, были организованы программы, в которых принимали участие как культурная элита Азербайджана, так и зарубежные гости. Прошлый год был первым, и программу фестиваля готовили, просто доверяя собственной интуиции и главному критерию: все должно быть отмечено печатью духовности. 

В прошлом году в программе фестиваля соседствовали выступления Recycling Orchestra, самодеятельного оркестра из Парагвая с музыкальными инструментами, сделанными из отходов, и лекция (в живой трансляции из Вашингтона) одного из самых востребованных экспертов в области мировой экономики Джереми Рифкина. Казалось бы, что их объединяет?

Джереми Рифкин говорит об экономике, основанной не на конкуренции, а на взаимодействии людей и обмене ресурсами (sharing economy). Оркестр из Парагвая состоит из подростков, живущих по соседству с мусорными свалками в столице страны, и тут важен факт взаимодействия и уважения к человеческому достоинству. Благодаря фестивалю рядом оказались совершенно разные проявления человеческого умения сопереживать и делать что-либо совместно.

Следуя тому же принципу, организаторы используют опыт других фестивалей и приглашают их в партнеры. Так, в прошлом году было заключено партнерство с Фестивалем мировой духовной музыки в городе Фес (Марокко), фестивалем света LUX в Хельсинки (Финляндия), фестивалем Ruhaniyat в Мумбае (Индия). В нынешнем году в этом списке появился новый партнер — им стала международная организация SIGNIS, связывающая католический мир и профессионалов кино и на протяжении многих лет вручающая на ведущих кинофестивалях мира специальные призы за экуменизм и межрелигиозное взаимопонимание. 

В юбилейный год, посвященный великому поэту, весь Азербайджан вовлечен в повсеместное празднование. Были организованы всевозможные конкурсы: романсов на газели Насими (газель — строфа стихосложения на восточных языках), художественное чтение стихов Насими, конкурсы коврового эскиза, детского рисунка. Состоялись театральные постановки, съемки документальных фильмов, вышло немало новых исследований. Важно, что появился словарь терминов поэзии Насими, так как не все понятия той поры используются в современном азербайджанском языке. Фестиваль — это своеобразный яркий акцент в этой большой панораме.

«Проведение мультидисциплинарного фестиваля с такой неосязаемой, не имеющей четких границ темой, как духовность, — пример, наверное, уникальный. Фестиваль, как ожидается, станет международной площадкой для обмена мнениями о том, что такое духовность в современном мире. Насими постоянно вопрошал: как найти путь к истине, минуя границы канонов и догм? Сегодня этот вопрос особенно актуален, потому что возникают новые, альтернативные духовные школы, даже новые религии, а также появляется понятие духовности без религиозности. Фестиваль не ставит себе задачу дать один, конкретный ответ, он призван показать постоянно меняющуюся панораму этих исканий», — комментируют в оргкомитете фестиваля. 

Партнерский проект

Просмотры: 1044
Популярные материалы
1
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
2
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
3
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
4
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
8
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
9
Последний Боттичелли на рынке оценен в $30 млн. Или предпоследний?
В октябре картину, объявленную последней работой мастера в частных руках, выставят на ярмарке Frieze Masters. Однако известен еще один портрет, приписываемый Боттичелли, — он был продан летом на аукционе в Цюрихе.
13 сентября 2019
10
Полиция ищет золотой унитаз Маурицио Каттелана
Скульптуру «Америка» стоимостью £4,8 млн украли с выставки «Победа не вариант» во дворце Бленхейм вскоре после ее открытия.
16 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru