18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вся зелень мира

В Фонде Cartier исследуют связь человечества и деревьев

Парижский Фонд современного искусства Cartier представил грандиозную и по концепции, и по содержанию выставку Trees («деревья» — англ.), где кураторы Брюс Альбер, Эрве Шанде и Изабель Годефруа объединили плоды творчества художников с трудами философов и последними научными исследованиями ботаников. 

Экспозиция выстроена вокруг нескольких крупных блоков произведений, которые посвящены всей возможной флоре в мире. Здесь можно увидеть графику, живопись, фотографии, дневники, научные работы, фильмы, аудио- и видеоинсталляции, созданные художниками (и не только) из Латинской Америки, Европы, США, Ирана и даже коренных общин, таких как нивакле и гуарани в Парагвае и индейцев яномами из центральной области лесов Амазонки. 

Из особенно впечатляющих работ — инсталляция ботаника Стефано Манкузо, пионера нейробиологии растений и защитника концепции растительного интеллекта, в сотрудничестве с голландским художником Тайсом Бирстекером, которая позволяет деревьям «говорить». С помощью ряда датчиков специальная программа выявляет реакцию растений на окружающую среду, загрязнение, а также позволяет визуализировать феномен фотосинтеза, корневую связь и память, буквально делая невидимое видимым. Среди других интересных произведений — заметки ученого-путешественника Фрэнсиса Алле, фильм Реймонда Депардона о жизни платанов и дубов, пышные пейзажи бразильского художника Луиса Зербини, призрачные силуэты высоких деревьев Джоанны Калле, проект архитекторов Чезаре Леонарди и Франки Стаги с их собственной типологией деревьев, их оттенков и цветовых вариаций для проектирования городских парков, а также работы художника-парадоксалиста Фабриса Ибера, который посадил около 300 тыс. семян деревьев в долине Ванде во Франции и демонстрирует живописные наблюдения за своими селекционерскими экспериментами. Из громких имен следует отметить Тони Оуслера с его видеоинсталляцией, Аньес Варда и специально созданный ею для проекта Trees фильм, архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro (авторы проекта парка «Зарядье») с видеоработой Exit. Странно, если бы в проекте о деревьях не появился главный воспеватель их красоты, внешней и внутренней, — Джузеппе Пеноне. Его скульптуры разместили в саду фонда, что само по себе символично: легендарный Жан Нувель создал проект Фонда Cartier как «стеклянный дворец посреди зеленого леса», тем самым лесом в итоге стал сад, созданный архитектором Лотаром Баумгартеном. Теперь его частью стали и деревья Пеноне. 

Выставка совмещает науку и искусство, то есть затрагивает почти все важные аспекты жизни человека, при этом позволяя в новом свете взглянуть на самых старых представителей живого мира планеты — первый известный ископаемый образец растения датируется 385 млн лет назад, в то время как человеческая особь существует, как утверждают ученые, всего 300–400 тыс. лет. Кураторы пытались сделать акцент на том, как сильно человек связан с растительным миром и как мало при этом о нем знает. Этот проект Фонда Cartier вполне можно считать самостоятельным и довольно серьезным исследованием, чем редко могут похвастаться институции, созданные крупными брендами. 


«Деревья»
Фонд современного искусства Cartier,
Париж, бульвар Распай, 261 
До 10 ноября 2019

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+