18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Интерьеры посольств и банков в каталогах-резоне русских архитекторов

Нащокина М. Лев Кекушев. М.: Издательский дом Руденцовых, 2013. Архитектурное наследие России.

Сергеев С. Михаил и Константин Быковские. М.: Издательский дом Руденцовых, 2014. Архитектурное наследие России.

Издательский проект Архитектурное наследие России, стартовавший в декабре 2011 года выходом альбома-монографии Федор Шехтель, написанной доктором искусствоведения Евгенией Кириченко, продолжает свою просветительскую деятельность. В серии вышли книги о выдающихся зодчих: Дмитрий Ухтомский; Сергей Соловьев и Василий Баженов. Они по структуре — каталоги-резоне. Контент — полный обзор проектов и построек, предваряющийся очерком о жизни, деятельности и методе. Помимо глубоких исследований, еще одно преимущество книг серии перед прочими подобными изданиями — это скрупулезные фотофиксации тех памятников, интерьеры которых в силу разных причин к проникновению не доступны. Речь идет о зданиях посольств и прочих закрытых институций. Можно упомянуть Дом приемов МИД, он же шехтелевская усадьба Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, или того же автора усадьбу Г. А. Каратаевой — Ивана Морозова в Леонтьевском переулке. Читателю, разумеется, будет весьма любопытно изучать фотографии исторических пространств, однако отсутствие информации о том, кто сегодня занимает эти площади, представляется упущением. Многие объекты публикуются впервые. Об истории замысла рассказывает издатель Андрей Руденцов: «В 2007 году наше издательство подготовило по заказу Департамента культурного наследия Москвы, который нас поддерживает и сейчас, трехтомный Атлас архитектуры Москвы. Мы имели возможность проникать (и получить проектные планы) в учреждения, для посещений широкой публики, как правило, недоступные, здания, подведомственные УпДК, построенные нашими выдающимися зодчими. Выбор имен архитекторов может показаться хаотичным. Согласен. Но мы исходим из рекомендаций историков архитектуры, наших уважаемых авторов, среди которых Мария Нащокина, Виктор Мурзин-Гундоров, Сергей Сергеев, Владимир Резвин, Илья Печенкин, а также степени подготовленности того или иного научного исследования. В рамках проекта планируется публикация не менее 20 томов, и это не только имена, которые более-менее на слуху, как, скажем, Федор Шехтель или Василий Баженов, монографии о ком коммерчески куда успешнее, чем о менее популярных Сергее Соловьеве и Дмитрии Ухтомском. Сейчас в работе — Константин Тон; Николай Султанов; Иван Кузнецов; Роман Клейн; Александр Каминский». Недавно серия пополнилась еще парочкой томов, на сей раз монографиями о мастере эпохи модерна Льве Кекушеве и корифеях историзма, Михаиле и Константине Быковских, отце и сыне. В творчестве Быковских отчетливы следы династической преемственности. Ученик Жилярди, воспитанный в формах послепожарного ампира, Михаил Доримедонтиевич Быковский (1801—1885) творил от воцарения Александра I до восшествия Александра III. Архитектор умел изощренно манипулировать чистыми объемами, скрывая пластику под практически ювелирной декорацией. В этом, пожалуй, состояла революционность его метода. Элементы прошлого оставались для Быковского лишь мотивом. Прославился он благодаря подмосковному строительству усадеб для аристократии: Отрады (Семеновского) для Орловых-Давыдовых, Никольского-Урюпина для Голицыных и, наконец, самого его романтического творения — Марфина для Паниных. Младший сын Быковского, Константин (1841—1906), был архитектором, но больше реставратором, педагогом, градостроителем. Ему, главному архитектору Московского университета, принадлежала идея создания университетского клинического городка на Девичьем поле близ Новодевичьего монастыря. Кроме того, он был автором комплекса московской конторы Государственного банка Российской империи на Неглинной и обсерватории Московского университета, так называемой Назаровской башни в Нововаганьковском переулке, сохранившейся до сего дня. Быковский-младший стал организатором Московского архитектурного общества. Также в портфолио этого уважаемого человека, состоявшего в Комиссии по сохранению древних памятников Императорского археологического общества, проекты реставрации Успенского собора Московского Кремля и храма в честь Флора и Лавра на Мясницкой. И наконец, на очереди в издательстве «архитектор-энциклопедист», как его называли современники, Лев Николаевич Кекушев (1862—1917), сыгравший одну из главных ролей в формировании московского варианта стиля модерн. Он сумел проявить себя так, чтобы купеческая элита: Хлудовы, Обуховы, Грачевы, Миндовские, Носовы, Мамонтовы — были им довольны и сделали в своей среде модным архитектором. Карта Москвы, а таковая в книге имеется, пестрит постройками Кекушева: гостиница «Метрополь», ресторан «Прага», Центральные китайские бани в Театральном проезде, особняк Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке, собственный особняк на Остоженке — миниатюрный замок, над щипцом фасада которого стояла ныне утраченная скульптура ревущего льва, — и многое другое.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+