18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Литмузей открылся в новом здании в центре Москвы

Это самая большая выставочная площадка Государственного музея истории российской литературы, которая в перспективе должна стать музеем отечественной литературы ХХ века

С балкона мансардного шестого этажа на Зубовском, 15 видно многое. И Крымский мост на месте брода, возле которого Герасим сел в лодку и увез Муму в последнее путешествие и куда Лев Толстой ходил с подводой за водой, и Остоженку, на которой жил Тургенев, а рядом с ней — булгаковский Мастер, и многое другое. А если, например, Пречистенку, где жил профессор Преображенский из «Собачьего сердца», заслоняет «РИА „Новости“», то ведь все равно они рядом, можно пальцем показать.

Приобретение Музеем истории российской литературы имени В.И.Даля (он же — Государственный литературный музей) дома с литературными видами можно считать почти чудом, особенно если учесть площади — больше 3 тыс. м. Шесть этажей, два подъезда. Бывший доходный дом Любощинских — Вернадских, построенный в 1912 году, считался аварийным с 1995 года, был расселен и вот наконец нашел новых жильцов. В 2014 году правительство Москвы передало дом в федеральную собственность, в 2015-м он поступил в оперативное управление Государственного литературного музея, и в здании начались ремонтные работы. Для музея этот подарок очень кстати. У него множество филиалов: Музей Серебряного века, дома-музеи Герцена и Чехова, музей-квартира Алексея Толстого и другие, но все эти здания, как ясно из названий, посвящены конкретным персонам и основные площади в них заняты постоянными экспозициями. Получается, что большой выставочной площадки, где могли бы «встречаться» разные писатели, у музея не было, с крупными проектами приходилось идти к соседям (например, выставка «Россия читающая» была развернута в Музее А.С.Пушкина).

Здание, насколько можно судить, отремонтировано качественно, и в нем уже разместились несколько выставок и администрация музея. Места при этом осталось еще довольно много.

Как рассказал на открытии директор музея Дмитрий Бак, посвятить новое здание планируется литературе ХХ века. Единой картины этого периода, считают в музее, у нас до сих пор нет: отдельно осмысляется наследие советских писателей и отдельно — писателей-эмигрантов и писателей вольного и невольного андерграунда. В ближайших планах, из названных — Илья Ильф, Осип Мандельштам, Алексей Ремизов.

«Когда мы начали изучать историю этого дома, то сразу поняли, насколько удачно попали», — говорит Дмитрий Бак. Дело в том, что после революции дом был передан знаменитой Комиссии по улучшению быта ученых. Его жильцами стали философ Сергей Булгаков, писатель Викентий Вересаев, художник Дмитрий Кардовский, знаменитый исследователь Античности Николай Кун, востоковед и экс-муж Анны Ахматовой Владимир Шилейко. Список не такой уж звездный, но дом был местом встреч интеллигенции, и в итоге тут побывали практически все, о ком пишут в учебниках: от Анны Ахматовой и Андрея Белого до Льва Шестова и Михаила Пришвина. Жильцы и их гости в полной мере пережили «настоящий двадцатый век», по выражению Ахматовой. В 1930-е годы многие из них были арестованы; во время Великой Отечественной войны рядом с домом падали бомбы — как рассказала на открытии внучка Николая Куна Инна Немировская.

Истории дома и посвящена одна из экспозиций на новой площадке. Она так и структурирована — по квартирам. В чем-то это пока больше демонстрация потенциала музейного материала (которого очень много), но заявка многообещающая.

Интересно, конечно, как именно музей собирается демонстрировать литературу ХХ века. Вопрос о том, что такое литературная экспозиция, — один из самых сложных. Документы и рукописи не очень зрелищный материал, и к тому же в случае литературы содержание рукописи, конечно, важнее, чем она сама, — а как его показать?

Первая литературная экспозиция в новом здании «Литература ХХ века. Шедевры коллекции ГМИРЛИ имени В.И.Даля» стала своеобразным смотром ресурсов, с которыми музей планирует работать. Что ж, ресурсы мощные. Мы увидели автографы «Незнакомки» Блока, «Отравленной туники» Гумилева, «Поэмы без героя» Ахматовой и так далее… Порадовало как само стремление музейщиков говорить о рукописях и текстах, а не о биографиях писателей, так и новый для музея уровень дизайна, когда рукописи стали частью атмосферных и довольно тонких инсталляций.

На первом этаже уже разместился детский центр. Здесь будут заниматься как с совсем маленькими читателями, так и с подростками: музей выиграл грант Благотворительного фонда Владимира Потанина на проект, посвященный поддержке тех, кто столкнулся с буллингом (попросту говоря, травлей в школе).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+