18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Париж — Москва»: 40 лет спустя

№74
Материал из газеты

В Париже 12 июня пройдет конференция, посвященная легендарной выставке «Париж — Москва», крупнейшей в истории культурного сотрудничества СССР и Франции

Выставка из 2500 экспонатов открылась 31 мая 1979 года в Центре Помпиду. Она стала третьей в ряду грандиозных международных обменных проектов после «Париж — Нью-Йорк» (1977) и «Париж — Берлин» (1978). Впервые мировой публике были представлены сокровища русского авангарда, долго томившиеся в запасниках советских музеев под идеологическим запретом, — работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко и многих других новаторов. Они показывались вместе с работами их французских современников — Пикассо, Брака, Матисса. Специально к выставке, охватывавшей все стороны художественной деятельности — от живописи до театра, архитектуры и дизайна, — были реконструированы такие знаковые объекты, как Башня III Интернационала Татлина, «Трибуна» Лисицкого.

В 1981 году выставка переехала в Москву, в ГМИИ им. А.С.Пушкина, где стала еще большим откровением, заново открыв достижения раннего советского искусства. Ее посетил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и оставил благожелательную запись в книге отзывов. Выставка стала переломным моментом в советской культурной политике, обозначив поворот от изоляции к открытости.

Спустя 40 лет Центр Помпиду при участии ГМИИ им. А.С.Пушкина и Благотворительного фонда Владимира Потанина возвращается к истории этого грандиозного проекта, которая все еще недостаточно известна. В первой части конференции выступят участники событий, кураторы и организаторы: Ирина Антонова, Жан-Юбер Мартен, Серж Фошро, Светлана Джафарова и другие. Вторая часть будет посвящена современному взгляду на события 40-летней давности и значению выставки в контексте репрезентации российского искусства.

Модератором выступит куратор Центра Помпиду Николя Люччи-Гутников. Центр Помпиду совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина с 2016 года ведет проект «Коллекция!», знакомящий французскую публику с современным российским искусством и его историческим бэкграундом.

В рамках конференции будет показан фильм, созданный Центром Помпиду на основе серии видеоинтервью организаторов выставки и неопубликованных ранее архивных и фотоматериалов. К концу 2019 года Центром Помпиду запланирован выпуск специального номера журнала Les Cahiers du Musée national d’art moderne, посвященный этому проекту.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+